Совет народных коммерсантов. Бизнес о том, как выжить в кризис
Business FM провела опрос предпринимателей и выяснила, как они спасают свой бизнес в период кризиса, а также какие советы они готовы дать властям и на какую помощь надеются больше всего
Читать на полной версииКак живет нынче бизнес? В специальном проекте Business FM «Совет народных коммерсантов» предприниматели рассказали нам, как российские предприятия выживают в кризис, с какими проблемами сталкиваются и что бизнес может посоветовать властям.
Главная проблема в кризис — фактически полная остановка кредитования, говорит гендиректор компании Ralf Ringer по производству обуви Андрей Бережной.
Андрей Бережнойгендиректор компании Ralf Ringer«Мы — производитель, коих в стране не так много, но ключевая проблема на сегодняшний день — это фактически полная остановка кредитования. Нам не удается разрешить вопрос глобально, чтобы было восстановлено финансирование нашей деятельности, наших оборотных средств для закупки материалов, все это очень тяжело. Банки сидят, похоже, без денег, или же в ограничениях эти деньги выдавать. Переход из банка в банк сопряжен с некоторыми сложностями, поскольку новых клиентов они рассматривать тоже не очень хотят. Именно это ключевая проблема на сегодня. Переориентироваться невозможно, то есть как компания с длинным плечом между расходами и выручкой, мы не можем жить полностью на свои средства».
Владелец сочинской фирмы «Первое такси» Николай Бондаренко уже знает, чем возместит потери от кризиса. Тяжелая экономическая ситуация вместе с минусами принесла ему и определенные плюсы.
Николай Бондаренковладелец сочинской фирмы «Первое такси»«Сколько появилось плюсов, столько же появилось и минусов. Минус на плюс, грубо говоря, дает ноль. По сути, ничего не изменилось. У меня активы возросли в цене за счет того, что автомобили это и есть мои активы. Ценник на них поднялся, и уже с той прибыли, которую я потеряю, я возмещу за счет продажи автомобилей. Денег у людей стало меньше, люди боятся сейчас тратить деньги, экономят. Главное у нас — оборот. Бизнес такси — это низкая маржа на большом обороте, то есть принцип «Макдональдса». Любой нормальный человек в сфере бизнеса такси зарабатывает на поездке копейки, но вот эти копейки за счет большого количества поездок превращаются в достаточно хорошую сумму. Заработок в связи с этим стал меньше».
Заместитель гендиректора компании IMMAGI, занимающейся поставками тканей, Ирина Сидорова закупает сырье за границей, поэтому напрямую ощущает колебания валют.
Ирина Сидоровазаместитель гендиректора компании IMMAGI«На сегодняшний день тяжеловато в плане того, что закупки сырья у нас идут из-за границы, Италия и Франция, для производства одежды. Однозначно у нас сейчас в России нет производства сырья, нет производства тканей. Не тканей — хлопка, который производит Иваново, а камвольных тканей — шерсть, полушерсть, хорошие, качественные шелка. Мы вынуждены просто закупаться. У нас съедает евро, то есть остается маленькая маржа у нас для закупки на следующий сезон. Переориентироваться, только если у нас закупки будут из других стран, допустим, Корея, Китай. Замена Италии должна быть достойной».
Станислав Супрунов, исполнительный директор управляющей компании «Афина», которая занимается управлением недвижимости и эксплуатацией зданий в Москве, обслуживают более 60 зданий, в том числе бизнес-центры и административные помещения, также почувствовал на себе «тяжелое дыхание» кризиса.
Станислав Супруновисполнительный директор управляющей компании «Афина»«Правительству Москвы необходимо срочно стабилизировать социально-экономическую обстановку в городе, которая резко ухудшилась в связи с кризисными явлениями в экономике. Для этого нужно сохранить число малых и средних предприятий в городе, как следствие, тысячи рабочих мест, которые создают социальную инфраструктуру. Поэтому мы, как бизнес-сообщество, рекомендуем в первую очередь расширить сферу применения налоговых каникул и распространить их не только на индивидуальных предпринимателей, но и на все малые предприятия, а также установить мораторий на изменение налоговых ставок до 2017 года. Ввести до 2017 года мораторий на все виды проверок для малого бизнеса, а если проверки все-таки будут проводиться, то ограничиться рекомендациями в первый раз, а не штрафами, как сейчас практикуется. И третье, обеспечить участие представителей общественных организаций в конкурсных комиссиях городского заказа путем внесения поправок в постановление правительства Москвы о системе закупок в Москве».
В компании SkyEng (это онлайн-платформа персонального обучения английскому языку с оборотом 70 млн рублей в год) считают, что начинать нужно с создания института независимых судей.
Александр Ларьяновскийуправляющий партнер SkyEng«В порядке приоритетов — создать с нуля институт независимых судей, чтобы можно было опираться на некоторую правовую базу в стране, потому что сейчас правоприменительная практика, что называется, сомнительная. Второе, по возможности на какое-то время заморозить все изменения в законодательстве, чтобы правила игры не менялись каждый день. Не столько нужны мотивационные меры, сколько убрать демотиваторы. Основные демотиваторы — это огромное количество нормативных документов, которые регламентируют каждый чих. При этом, понятное дело, что качество этих документов такое: сегодня на сегодня придумали, что надо сделать, сделали, никто не просчитывает последствия подобных решений, потом срочно начинают все менять. Например, то, что образование — лицензируемая деятельность, и соответствующим образом для онлайн-образования сними себе помещение, потому что нельзя заниматься образованием, если у тебя нет помещения. Здесь можно спокойно убрать часть ограничений, будет хорошо. Дальше вопросы: как выписывать чеки, если у тебя прием денег с картридером? Понятно, что электронные деньги уже живут в несколько других законах, чем обычные бумажные деньги, при этом законодательство сильно регламентирует эти вещи, забыв, что мир вперед движется. Это какие-то очень простые вещи, и они касаются не только нас, они касаются десятков тысяч бизнесов в стране».
О своих проблемах в кризис рассказывает гендиректор компании «Ресурсстрой» Дмитрий Симагин. Это строительная компания, которая занимается в основном инженерными сетями, такими как: отопление, вентиляция, кондиционирование, водопровод. В компании постоянно работает порядка 50 человек.
Дмитрий Симагингендиректор компании «Ресурсстрой»«Начиная с четвертого квартала 2014 года, резко сократились заказы, то есть заканчиваются инвестиции, проекты останавливаются. Например, многие жилые дома сейчас практически в замороженном состоянии. Соответственно, у тебя есть какой-то планируемый объем работ на год, сейчас это уже очень абстрактно. В связи с этим идет жесткая конкуренция со стороны подрядчиков. Тендеры, которые устраивают компании или госорганизации, проходят в более жестком режиме. Это тоже большая проблема, потому что идет снижение цены, кто-то отваливается по пути, кто-то остается на свой страх и риск, кто-то в ноль работает, чтобы компания просто существовала. Третья проблема — это проблема неплатежей заказчиков, с которыми мы конкретно столкнулись очень серьезно. То есть заказчики под разными предлогами просто не выплачивают по выполненным работам. Предлоги сами разные: от якобы некорректного составления документации до срывов срока. Если вдруг работу принимают, акт подписывают, реализация прошла, но оплата не идет. В основном говорят: у нас нет денег. Понятно, что здесь можно идти судебным путем, но идет затягивание. В связи с тем, что реализация у тебя прошла, ты должен абсолютно в срок оплатить налоги. Налоговая очень четко в этом смысле работает».
По мнению Дмитрия Симагина, чтобы как-то помочь бизнесу в кризис, власти могут сделать налоговые льготы, реструктуризацию налогов. «Это было бы очень интересно сейчас для многих, потому что, скажем так, работать «в белую» получается совершенно невыгодно», — говорит Симагин.