Антикризисная комиссия. Как тушить пожар в железнодорожной отрасли?
Очевидно, что руководство страны в курсе проблем производителей, и отрасли необходимы долгосрочные реформы. Но получится ли сработать быстро? Обычно несловоохотливые представители промышленных предприятий на этот раз с готовностью делятся комментариями
Читать на полной версииРоссийские промышленные предприятия полностью или частично останавливают производство. В отдельных отраслях ситуация близка к катастрофической. Знают ли об этом власти? И что делается, чтобы спасти производителей, на которых завязаны целые города?
«Трансмашхолдинг»: все предприятия, а всего их 17, частично или полностью остановлены, планируется сократить пятую часть персонала. «Уралвагонзавод»: тысячи сотрудников отправлены в отпуск, также планируются сокращения. В похожем положении «Алтайвагонзавод», «Рузхиммаш», и этот список можно продолжать.
Относительно неплохо чувствуют себя производители инновационной продукции, например, Тихвинский вагоностроительный. Или те, что работают еще и на Гособоронзаказ. Причин кризиса отрасли несколько. Глобальная, конечно, — общий экономический спад, говорит Георгий Зобов.
Георгий Зобовведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий«В железнодорожной отрасли все зависит от ж/д перевозок, соответственно, если нет ж/д перевозок, нет и спроса на продукцию транспортного машиностроения, которая удовлетворяет этим транспортным задачам. Соответственно, на сегодняшний день железнодорожные перевозки входят в стадию стагнации. Соответственно, эффект домино — одно тянет другое».
Источники Business FM в деловом сообществе сообщили, что главный заказчик не покупает продукцию по уже заключенным контрактам. Официальный представитель «Трансмашхолдинга» Артем Леденев поясняет, что это не совсем так.
Артем Леденевофициальный представитель компании «Трансмашхолдинг»«Что касается наших локомотивно-строительных предприятий, то простой связан в первую очередь с тем, что на РЖД отсутствует подписанные контракты с РЖД. Есть понимание, что РЖД готово заказать, это понятная история, мы довольно долго и плотно каждый год обсуждаем объем заказов. По этому году объем заказа более-менее понятен, но до сих пор пока не подтвержден подписанный контракт».
Многие из этих заводов — градообразующие. Новочеркасский электровозостроительный в Ростовской области — почти 12 тысяч человек персонала. Город Людиново в Калужской области — 17 тысяч представителей экономически активного населения, 65% заняты в производстве, в небольшом городе два завода железнодорожного машиностроения. Ну и, конечно, крупнейший моногород России Нижний Тагил, где располагается знаменитый «Уралвагонзавод». Падение доходов региональных бюджетов, социальное напряжение — если на митинги выйдут тысячи жителей, то в ручном управлении всех спасти будет очень сложно. А дальше — как круги по воде: кризис в одной отрасли ударит по другим, напоминает Дмитрий Адамидов, независимый транспортный аналитик.
Дмитрий Адамидовнезависимый транспортный аналитик«Металлопродукция — то есть смежники, связанные и топливные элементы, и связь, практически это все отрасли в экономике. Другой вопрос, что это будет, не сразу видно, потому что все-таки там уже так волны будут расходиться постепенно все равно. Плюс к тому, что еще железнодорожная отрасль, она была наиболее локализована, производство все-таки в России, то есть до 90% и более, производилось внутри страны, и смежники комплектующие. Для российской экономики это, конечно, достаточно серьезный удар».
Причины понятны, последствия тоже. Не очень ясно, что делать. Промышленники говорят, они ждут, когда РЖД получит из Фонда национального благосостояния 100 миллиардов рублей. Средства должны в том числе пойти на закупку подвижного состава. Глава госкорпорации Владимир Якунин на днях поспешил успокоить бизнес.
Владимир Якунинруководитель ОАО «Российские железные дороги»«Несмотря на сложные обстоятельства, только на приобретение тягового подвижного состава мы намерены выделить 88 миллиардов рублей. В целом по единицам продукции это сокращение средств — и по «Трансмашхолдингу», и по «Синаре», приблизительно на 22%. Но, тем не менее, это все-таки серьезные заказы, от которых в значительной степени зависит наша машиностроительная промышленность».
Власти о проблемах производителей, конечно, знают. Есть доклад Минпромторга, было публичное обсуждение в правительстве. Понятно, что нужны долгосрочные реформы. Но сейчас речь идет о пожаре в отрасли, а это железные дороги, кровь российской экономики. Успеют ли прийти на помощь, когда каждая неделя на вес золота? Сумеют ли чиновники на этот раз сработать быстро и качественно? Характерная деталь: промышленные предприятия обычно довольно тяжело идут на контакт со СМИ, однако сейчас у Business FM проблем с комментариями не возникло.