«Подписали, а в уме — запасной вариант». Чего ждать от минских переговоров?
Комплименты Путину и сдержанные оценки Порошенко, давление на ДНР и ЛНР, а также конституционная реформа. Стороны не договорились об участии миротворческих сил в событиях на Украине, а прекращение огня запланировали только на 15 февраля
Читать на полной версииМинские переговоры завершены. Франсуа Олланд и Ангела Меркель посылают российскому президенту публичные комплименты. По словам канцлера ФРГ, Владимир Путин сделал все, что мог, для прекращения кровопролития на Украине. Президент Франции поблагодарил российского лидера за оказанное давление на представителей ДНР и ЛНР.
В целом Олланд и Меркель отзываются о встрече скорее позитивно, при этом отмечают, что на пути к разрешению конфликта еще много препятствий. Владимир Путин и Петр Порошенко пока воздержались от публичных оценок переговоров.
Во время своих выступлений президенты рассказали о достигнутых договоренностях. Они содержатся в декларации, которую обнародовали участники «нормандской четверки», и в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений». Это основной документ из 13-ти пунктов, которые включают прекращение огня, отвод вооружений и проведение конституционной реформы на Украине. Соглашение подписали все участники контактной группы. О результатах 16-часовых переговоров в Минске — Константин Симонов.
Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Выполнить пункт об отводе тяжелых вооружений, естественно, можно. Гораздо сложнее соблюдать эти договоренности. Я не вижу ничего проблемного, если все-таки стороны определили, где именно пройдет эта линия. До конца не совсем это пока понятно, но я думаю, что скоро мы такую информацию будем иметь. Я не вижу проблем с точки зрения отвода этой тяжелой техники, но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что этот регион уже насыщен настолько плотно, причем достаточно серьезным оружием, что эта демаркационная линия и линия отвода, по большому счету, они не препятствуют тому, чтобы использовать оружие, которое все равно будет достреливать до достаточно крупных городов по ту и по другую сторону этой демаркационной линии.
Далее эксперта спросили, почему, на его взгляд, стороны не договорились об участии миротворческих сил в Минске.
Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Это не формат «четверки». Как вы понимаете, миротворческие силы все равно должны представлять какие-то международные организации. Хотя это тревожный знак, на самом деле. Я изначально говорил, что введение миротворцев в международную зону конфликта абсолютно нормальное было бы решение, и все-таки это был бы какой-то сдерживающий фактор. Конечно, стороны могли бы заявить о том, что они готовы обратиться к ООН с таким вопросом. Они этого не сделали, это означает, что все-таки каждый думает о том, что эти соглашения могут быть нарушены. И это меня больше всего тревожит, то есть вроде все подписали, а каждый держит в уме запасной вариант. Прежде всего, Украина, потому что сейчас посмотрим, как Порошенко будет объяснять суть этих соглашений внутри страны, к каким последствиям внутри Украины это приведет. От этого тоже многое будет зависеть. Но то, что Порошенко не согласился получить институт, который сдерживал бы ему руки, это факт».
Украинский президент отметил, что стороны договорились о выводе иностранных наемников с Украины и о восстановлении контроля над границей со стороны Киева. Он также заявил, что решения о федерализации страны или автономии востока не принимались.
Отдельно Порошенко высказался о судьбе Надежды Савченко. По словам президента, его проинформировали о скором освобождении украинской летчицы. Позже адвокаты Савченко заявили, что она не попала в список по обмену военнопленными и, скорее всего, предстанет перед судом. Каким образом переговоры оценивают в Киеве и поддержат ли там достигнутые договоренности, как встречают Порошенко?
Вадим Карасевукраинский политолог, директор института глобальных стратегий«В Киеве такое впечатление: результат переговоров больше, чем можно было ожидать, но меньше, чем можно было рассчитывать с точки зрения полного разрешения кризиса. Поэтому результат во многом промежуточный, но эта промежуточность, эта компромиссность не унизительна для Украины, и главное достижение Украины здесь, на этих переговорах, в том, что в окончательных документах не идет речь о ДНР и ЛНР, просто нет упоминания таких аббревиатур, и за основу реинтеграции в политическое и правовое пространство этих территорий взят закон об особом статусе, который был принят Верховной Радой Украины еще осенью 2014 года <…> Рассчитывать на то, что за два дня можно существенно расширить часть территории, а затем зафиксировать ее на будущее, тоже не приходится <…> Разобраться по Дебальцево, по «котлу» и не «котлу», сделать все, чтобы не было попыток прорываться через окружение и сдерживать эти прорывы. Понятно, что тогда будет вспышка военного насилия».
На вопрос о том, согласится ли Рада выполнять договоренности относительно особого статуса, Карасев ответил положительно. «Если бы речь шла о федерализации, были бы проблемы, а если речь идет о том, чтобы все-таки восстановить там, хотя и в облегченной, мягкой форме украинский суверенитет за счет децентрализации и каких-то особых полномочий региона, которые не выходят за рамки децентрализованных регионов, то Верховная Рада согласится на такое решение», — отметил он.
Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что ближайшие часы станут решающими для минских договоренностей. На 12 февраля запланирован неформальный саммит ЕС в Брюсселе. Участники планируют оценить результаты переговоров «нормандской четверки». Ранее в повестке стояло обсуждение новых санкций против России. Однако лидеры ЕС в четверг об этом вряд ли будут говорить, заявила глава европейской дипломатии ЕС Федерика Могерини.
Дмитрий Сусловнаучный сотрудник Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ«Я думаю, что в ближайшие несколько недель можно будет рассчитывать на начало серьезного диалога в Евросоюзе по частичному снятию санкций. Снят вопрос в краткосрочной перспективе о поставках американских вооружений на Украину, то есть этого не будет точно, по крайней мере, если новые минские соглашения начнут выполняться. Это означает, что не будет эскалации конфликта со стороны ополчения, и это, в свою очередь, значит, что возьмут верх сторонники частичного снятия санкций в Евросоюзе. Там уже есть группа из восьми стран, которая выступала до недавней эскалации за частичный пересмотр санкций в сторону их отмены, и сейчас эти разговоры, безусловно, возобновятся с новой силой. И я не думаю, что Германия будет против этого возражать. Напротив, Германия, скорее всего, продаст этот пакет минских соглашений в Евросоюзе как возможность диалога и нормализации отношений с Россией».
Владимир Путин был первым представителем «нормандской четверки», который вышел к журналистам по окончании обсуждения. Переговоры, которые накануне ушли в ночь, а впоследствии растянулись и на утро, стали самыми долгими за его президентство.