«Нормандские» перспективы. В лучшем случае, очередное перемирие
11 февраля в Минске должна состояться встреча в «нормандском» формате. Президенты России, Украины, Франции и Германии могут обнародовать делали мирного плана. Оптимизм умеренный, но надежда есть
Читать на полной версииПока итог челночной дипломатии Меркель и Олланда — договоренность об очередной встрече в нормандском формате в Минске. Детали мирного плана известны приблизительно. В частности, не исключается отвод тяжелой техники, создание демилитаризованной зоны глубиной 50-70 километров. И даже ввод международных миротворцев.
Одно из главных требований — снятие экономической блокады Донбасса со стороны Киева. Петр Порошенко заявил, что готов объявить новое перемирие и даже общеукраинский референдум по федерализации.
Хотя сам президент дал понять, что провести можно, что угодно — понятно, каким будет результат. К тому же, очередная эмоциональная речь Порошенко в Мюнхене с российскими паспортами, дает основания многим наблюдателям утверждать, что ни к каким компромиссам он особо не склонен. Возможно, это связано с жесткой позицией США или с давлением внутренней партии войны.
С другой стороны, видно, что Киев явно не в состоянии не то, что добиться военной победы, но даже просто противостоять армиям непризнанных республик. Видимо, Порошенко придется лавировать, что он не очень умеет делать. Комментирует политолог Константин Симонов.
Константин Симоновполитолог, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Я достаточно скептически отношусь ко всем этим нормандским форматам, потому что в них нет Соединенных Штатов. Позиция Украины будет меняться в зависимости от позиции США. Но у меня пока есть твердая уверенность, что Штаты отношения к России не поменяли, отношения к Путину не изменили. А это значит, что США сознательно продолжают курс на эскалацию этого конфликта. И лично я достаточно пессимистично на все это смотрю».
В Москве источники дают понять, что Кремль склоняется к так называемому приднестровскому варианту. А именно разводу сторон, введению миротворцев под эгидой ОБСЕ, и затем предоставлению некой автономии при сохранении территориальной целостности Украины. Видно, что минские соглашения, на которых настаивает Киев, окончательно утратили актуальность. Сейчас больше подходит формула замороженного конфликта. По крайней мере, говорить о выборах или референдумах сейчас крайне несвоевременно. Отмечает украинский политолог Вадим Карасев.
Вадим Карасевукраинский политолог«Электоральной процедурой кризисы такого характера и конфликты не решаются. Они могут решаться только по истечении какого-то мирного периода, какого-то перемирия. Два-три года. Когда в рациональном таком режиме можно будет взвесить все за и против. Отпустить Донбасс — не отпускать. Дать автономию — не дать. А сейчас, конечно же, результат заранее известен».
Владимир Путин заявил, что согласен на новую минскую встречу и просил Александра Лукашенко ее как следует подготовить. При этом российский президент произнес фразу, что переговоры состоятся, если удастся согласовать ряд позиций. Что это значит — непонятно.
Видимо, интрига будет сохраняться вплоть до вечера 11 февраля. К тому же, кроме собственно мира в Донбассе у Москвы есть еще персональные требования, причем, не только к Украине. Для Киева как минимум внеблоковый статус, а от Европы и Америки Москва добивается, чтобы ее голос слышали.
И еще. Статус Крыма — перспектива отмены санкций. Вряд ли Запад готов это обсуждать в комплексе. Поэтому самым лучшим исходом новых переговоров, наверное, можно будет считать очередное перемирие.