Валютная ипотека. Удавка затягивается, несмотря ни на что
В Москве прошел митинг держателей валютной ипотеки. По наблюдениям корреспондента Business FM, пришло около тысячи человек. По оценкам, сумма ипотечных кредитов, выданных в иностранной валюте по всей России сейчас составляет от 3 до 4 млрд долларов
Читать на полной версииРублевые ежемесячные платежи заемщиков за последнее время фактически удвоились. В то время как валютная стоимость находящегося в залоге жилья упала в два раза.
Заемщик «Фора-Банка» Татьяна Литвинова выплатила банку за последние годы около 120 тысяч долларов за квартиру, которая сейчас стоит около 50. Кроме этого у нее остался еще долг, превышающий стоимость квартиры.
Татьяна Литвиновазаемщик «Фора-Банка»«Мы взяли кредит в 2006 году в «Фора-Банке» на 20 лет. Для покупки маленькой двухкомнатной квартиры в Люберцах. Мы платим кредит 9 лет, он, тем не менее, практически одни проценты. Структура кредита такая, что сначала выплачиваешь проценты банку. Мы брали 100 тысяч долларов. На сегодняшний день у меня долг - 78 тысяч долларов. Говорят, что маленький процент предлагали - ничего подобного. У нас был процент 12,5 — 1100 долларов. Мы сейчас не тянем такой платеж, платить мы не можем, пошли просрочки. Нас заверяли, что национальная наша валюта очень устойчива. Мы, к сожалению, являемся простыми людьми, и нас никто не предупредил, что возможно такое. Банкиры говорили, что наша национальная валюта устойчива, и все будет хорошо».
Банки активно навязывали валютную ипотеку. И часто попросту отказывались выдавать рублевую. И всячески мешали переводить задолженность в рубли. Предприниматель Александр Анохин неоднократно пытался это сделать — еще задолго до нынешнего кризиса.
Александр Анохинпредприниматель«К сожалению, наше общение с банком строится в одностороннем порядке. Есть люди, которые заключали договора в 2006 году, 2007 и даже 2014. Мы, допустим, прожили кризис 2008-2009 годов. Я приходил в банк, писал письма, говорил: конвертируйте мне. Я брал кредит, когда доллар был 26.40. Когда он стал 30, я писал, когда он стал 32, я писал, когда 36, я тоже писал письма — один отказ. У нас нет программ для реструктуризации долларовых кредитов. Я попробовал реструктуризироваться через другие банки. Там получалась такая ситуация, что на мой кредит банк «Уралсиб» не выпустил закладную. То есть, он не числится на балансе банка как ипотечный кредит. То есть, у меня квартира в залоге у банка, а кредит, по сути, потребительский».
Банкиры, действительно, всеми правдами и неправдами навязывали заемщикам именно валютные кредиты. Потому что они сами занимали средства на внешних рынках, объясняет гендиректор инвестиционной компании Volga-Capital Станислав Машагин.
Станислав Машагингендиректор инвестиционной компании Volga-Capital«Длинные деньги у нас все иностранные. У банков, как не было, так и нет длинной рублевой ликвидности. А для того, чтобы выдать ипотеку, нужно иметь ликвидность на 20-30 лет. Поэтому банкиры занимали деньги в основном, синдицируя на международном рынке. Валютные обязательства перекладывали всеми возможными способами в России, и самый простой способ и самый дешевый для наших русских банкиров — выдать валютную ипотеку, поскольку изначально ресурсы все валютные. Они, в общем-то, стимулировали все это ставкой, всячески объясняя, что возьмите, пожалуйста, кредит валютный и ничего не случится, все стабильно и это для вас будет в конечном счете выгодно. Я бы сказал, что это ограничение информации. Непрозрачность при предоставлении услуги, неполное информирование клиента».
В Государственную Думу внесен законопроект, согласно которому предлагается ввести мораторий на пени и штрафы за задержку платежей. И разработать механизм конвертации долгов в рубли по курсу на момент выдачи кредита.
Но пока что существуют лишь рекомендации Центробанка который предложил коммерческим банкам перевести долги в рубли по льготному курсу 39,4 руб. за доллар. Но банкиры, в том числе и государственные, не торопятся им следовать.