«Нет представления, чем все должно закончиться». Тревожный тупик на Украине
«Я президент мира, а не войны», — заявил украинский лидер Петр Порошенко. Но при этом сказал, что Киев способен как прекратить огонь, так и защитить свою территорию. И страна получит от иностранных партнеров летальное оружие, если это будет нужно
Читать на полной версииУкраина ждет от Москвы официальной реакции на срыв очередного раунда переговоров контактной группы в Минске. Об этом уже заявляет украинский МИД. Глава российской дипломатии Сергей Лавров в свою очередь заявил, что Киеву нужно разговаривать с ополченцами. Ополченцы сообщили, что готовы оттеснить силовиков от своих городов.
Боевые действия и хаос из мнений, заявлений и угроз. Можно назвать происходящее и тревожным тупиком. В самопровозглашенных республиках настаивают на линии разграничения. Киев заявляет, что никакие дополнительные требования выполнять не будет. Представители ополчения то говорят, что готовы прекратить огонь, то грозятся новым наступлением. Нет единства ни в рядах украинских властей, ни в ЛНР и ДНР, считает Леонид Гусев.
Леонид Гусевстарший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО«У них есть разные силы, одни за более умеренную политику, другие за наступательную и прочее, поэтому у них то одно, то другое доминирует, поэтому, видимо, такие разные заявления и идут. Что касается Украины, то там то же самое творится вокруг того же Порошенко. Есть силы, которые за более мирное урегулирование, есть те, которые вообще говорят: давайте мы сейчас проведем наступательную операцию, их там погоним».
Глава российского МИД Сергей Лавров призвал Киев не показывать пальцем на ополченцев, а разговаривать с ними. Президент страны последние дни по поводу ситуации на Украине не высказывался. И только пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков выразил обеспокоенность возобновлением боевых действий. Ощущение, что нет реальной силы, которая сможет остановить конфликт. Комментирует Евгений Минченко.
Евгений Минченкодиректор Международного института политической экспертизы«Установка же какая? Мы не будем разговаривать. Этих организаций не существует. Это террористические организации. А если не с ними разговаривать, то с кем? Это Россия у нас должна давать команду, а в России другая позиция. Нынешние украинские власти — это марионетки США, поэтому пусть им американцы дадут команду, и они остановятся».
Западные СМИ пишут, что Москва предлагала решить конфликт по чеченскому сценарию. Но Киев отказался. Кстати, в 96-м мир в Чеченской республике на несколько лет воцарился только после полного отвода войск. И если предположить, что армия осталась бы на какой-нибудь линии, то война, скорее всего, не прекращалась бы. В ополчении заявили, что сравнивать с Чечней некорректно. Там были террористы, а здесь воюют с мирными жителями. Почему стороны не могут прекратить огонь? Мнение Михаила Погребинского.
Михаил Погребинскийдиректор Киевского центра политических исследований и конфликтологии«Проблема остановиться — она в значительной мере осложнена тем, что нет представления о том, чем все должно закончиться. Если бы было принципиальное согласие сторон о том, что эта территория в каком-то более или менее автономном статусе остается в составе Украины, то тогда проблемы линии разграничения вообще как таковой бы не было».
Запад грозит России новыми санкциями. Но украинские власти, а конкретно Порошенко — в самом тяжелом положении. Мирный план и переговоры провалились. На полноценную войну Киев не готов. Отвести войска — тоже. Можно продолжать говорить, что Украина ведет бой с внешним агрессором. Но даже в украинском Минобороны признают, что регулярных российских войск на востоке нет. А Москва не раз настаивала, что страна должна сохранить территориальную целостность. Минувшим днем в центр Киева вышли недовольные бойцы «Айдара». Завтра могут прийти солдатские матери и спросить: за что погибают их дети? Остается единственный разумный довод: война и всплеск боевого патриотизма отвлекают жителей от экономических проблем. Но его лучше публично не озвучивать.