Ухудшение прогноза МЭР. Модель развития российской экономики исчерпала себя
Увы, экономисты сходятся в одном: пока позитивных тенденций нет, как бы этого ни хотелось. При этом новый прогноз все же более реалистичен, нежели составленный в декабре прошлого года
Читать на полной версииМинэкономразвития ухудшило прогнозы по всем ключевым показателям российской экономики. Вместо роста ВВП теперь ожидается спад на 3%, а инфляция в этом году разгонится до 12%. Об этом заявил журналистам глава министерства Алексей Улюкаев. По его словам, уровень зарплат и реальные доходы населения тоже заметно упадут. Действительно ли все так плохо в нашей экономике? И к чему сегодня надо готовиться обычным россиянам?
Все опрошенные Business FM экономисты называют новый прогноз Минэкономразвития более реалистичным, чем предыдущий, декабрьский. При этом многие все равно считают, что в ведомстве Улюкаева работают оптимисты. В трехпроцентное падение ВВП эксперты не верят. Одни ждут снижения показателя минимум на 4%, другие не исключают и более глубокого спада экономики. Недавнее ухудшение банком Morgan Stanley прогноза по отрицательному приросту российского ВВП до минус 5,6% удивления уже не вызывает.
Евгений Надоршинглавный экономист АФК «Система»«Это не только внешний фактор, это не только нефть, это не только санкции. Нет, это, к сожалению, как бы исчерпание модели развития. И это было видно при ценах на нефть на уровне 110 долларов за баррель. Поэтому обвинять внешние факторы было бы неправильно, и в этом плане в моем понимании очень позитивный шаг властей, что официально признано: внутренние факторы стали основной причиной проблем в экономике России. Другое дело, что, к сожалению, дальше признания мы не пошли, никаких решений тех проблем, почему мы сейчас идем вниз и находимся в рецессии уже, не предложено, это меня напрягает.
Еще немного цифр из нового прогноза Минэкономразвития. Отток капитала составит 115 миллиардов долларов вместо ожидавшихся ранее 90 миллиардов. Прогноз по спаду инвестиций в основной капитал ухудшен почти в четыре раза, до 13%. О росте промпроизводства речи теперь тоже не идет. Падение зарплат в России составит не менее 9%, а реальные доходы населения снизятся на 6%. В результате Минэкономразвития ухудшило прогноз и по обороту розничной торговли — до минус 8%.
Рост инфляции и снижение потребительского спроса тоже будут давить на российскую экономику, отмечает экономист Ярослав Лисоволик.
Ярослав Лисоволикглавный экономист Deutsche Bank в России«Тот факт, что серьезно падают реальные доходы населения на фоне двухзначной величины по инфляции — это, наверное, должно вызывать достаточно большие опасения, потому что все-таки именно за счет потребительского спроса во многом росла экономика России последние несколько лет, и, наверное, фактор инфляции здесь чрезвычайно важный и опасный».
По словам экономистов, действия ЦБ, который в конце января снизил ключевую ставку, дезориентировали рынок. Рубль отреагировал на действия регулятора падением, а дальнейшая девальвация национальной валюты может привести к ускорению инфляции из-за удорожания импорта. К чему в таких условиях надо готовиться россиянам?
Алексей Вязовскийэкономист«Думаю, зарплата в 1000 долларов даже в Москве станет нормальной очень скоро, рубль будет продолжать падать в силу того, я думаю, что по нефти мы должны все-таки коснуться того минимума, который был в 2008 году — 38 долларов за бочку. На этом фоне, я думаю, доллар может и 100 рублей стоить. Рост цен, падение доходов, дефолты заемщиков, особенно тех, кто влез в валютную ипотеку — ничего хорошего россиян не ждет, к сожалению. Хотелось бы что-нибудь позитивное сказать, но пока нечего».
В новом прогнозе Минэкономразвития заложена цена на нефть в текущем году на уровне 50 долларов за баррель. Это, пожалуй, единственный показатель, с которым экономисты согласны. Правда, в пятницу нефть начала стремительно дорожать, и бочка Brent вплотную приблизилась к отметке в 53 доллара на сообщениях о падении числа буровых установок в США до минимума за пять лет. Но говорить о том, что цены уже достигли дна и формируется повышательный тренд, пока преждевременно.