Греция: «британский след» в победе «Сиризы»
Читать на полной версииВсе обсуждают победу леворадикальной партии «Сириза» в Греции. Анализируют новый политический пейзаж Европы, что он означает для России. И, что кажется необычным, приглядываются к идеологии новых левых радикалов.
А откуда она? В Англии обнаружили одну интересная деталь — многие ведущие деятели нового греческого руководства учились экономическому анализу и политтехнологиям в английском университете Эссекса.
Университет не самый известный. По престижности, как и по возрасту, ему не спорить с Оксфордом или Кембриджем. А Эссексу, графству к север-востоку от Лондона, вообще не повезло с имиджем.
Он занимает особое место в британских предрассудках. Когда-то, в начале 1960-х, решили улучшить жизненные условия трудящихся и стали массово строить социальное жилье на дальних окраинах Большого Лондона. Точь в точь как хрущевские Черемушки. Туда из трущоб переселялся пролетариат Ист-Энда. Новостройки вошли в графство Эссекс. В «тэтчеровскую революцию» многие приватизировали жилье, завели собственные компании. И сложился там особый культурный тип: бывший пролетарий, а ныне совершеннейший мелкий буржуа. Слово буржуа вышло из приличного обихода, находят эвфемизмы. Одним из них стал essex man — средний англичанин со своим малым бизнесом и консервативными взглядами. Есть еще и essex girl — вульгарная, ярко накрашенная, распущенная и крикливая.
Университет Эссекса в городе Колчестер был основан тогда же, когда и английские «черемушки» — в 1963 году. Ассоциации с «эссекс-меном» ему не помогают. На днях только в компании англичан обсуждали, какой вуз детям-выпускникам выбрать. Я вспомнил Эссекс. Как тут на меня тут же зашикали: «Эссекс, да ни в жизнь!»
Между тем, среди выпускников университета немало известных и в самой Британии, и во всем мире людей. Например, спикер Палаты Общин Джон Беркоу, и спикер парламента Бангладеш. Британец-киприот, ныне профессор Лондонской школы экономики, нобелевский лауреат по экономике сэр Кристофер Писсаридес тоже эссекский выпускник. Он «Сиризу» не поддерживает, но также считает, что европейский режим жесткой экономии должен быть ослаблен.
И еще у Эссекса много-много выпускников из Греции, ставших при этом ведущими деятелями «Сиризы». Среди них мэр Больших Афин Ирина (Рена) Дуру (в столичном регионе живет почти треть населения Греции). Янис Варуфакис, ставший в новом правительстве Греции министром финансов, также заканчивал Эссекс.
Декан отделения общественных наук университета, профессор Тодд Лэндмен подтверждает: студентов из Греции у них действительно много. Объяснить, почему именно затрудняется, но факт остается фактом — за последние 50 лет примерно 4 тысячи греков закончили университет. Сейчас родители посылают туда учиться уже своих детей. Лэндман настаивает: Эссекс никакое не гнездо левацкой, марксистской идеологии. «Мы их просто учим задавать правильные вопросы, критично относиться к устоявшимся представлениям и анализировать данные», — говорит он. Лэндмен признает, впрочем, что, например, звезда греческих левых Рена Дуру получила хорошую подготовку в «постмарксистских» технологиях. Свою магистерскую диссертацию в 2001 году она готовила по идеологии и дискурсивному анализу.
Докторскую степень Янис Варуфакис защитил по теме «Оптимизация и забастовки». Сам себя (у него популярный блог на английском) он называет erratic marxist — марксист, но непоследовательный, марксист-расстрига. Бывший научный руководитель будущего министра финансов профессор Рой Бейли себя считает центристом. «Можно, конечно, сказать, что наш факультет — это факультет радикалов, но только в том смысле, что мы стимулируем поиск идей». Своего бывшего студента он вспоминает как заядлого спорщика, но в то же время спокойного и разумного. Он вполне способен на равных спорить с Ангелой Меркель, говорит Бейли, правда, кто кого переспорит, сказать не берусь.
Не знаю, как сейчас, а в свое время в СССР училось немало студентов из Греции. У меня на курсе был парень-грек со связями в левом движении. Тогда считалось, что подготовка студентов-иностранцев — это важная часть проекции советской «мягкой силы». Того часто невидимого влияния, о котором и сейчас много говорят, но на результаты которого трудно указать. Разве что вот сейчас, с «Сиризой».
Как толковать, то несколько курьезное обстоятельство, что греческих левых воспитали британские профессора из бывшего «пролетарского» графства? Английских левых традиционно отличал не столько радикализм, сколько умение искать и находить работоспособные решения. Отзовется ли это на греках? После первоначальной почти паники, вызванной победой «Сиризы», в Европе и в других странах стали внимательнее приглядываться к ее лидерам— и уже сейчас видят людей, с которыми можно вести нормальный разговор.
Во всяком случае, это не шаг к развалу ЕС. Скорее произойдет другое, нужное такому сложному проекту как строительство большого европейского дома — приток новых идей, новых решений. Кто диамат с истматом еще помнит, это диалектикой истории называется. Ну а споры, как же без них.