Прокуратура пошла по магазинам. Можно ли считать проверки сигналом к снижению цен?
Как указывают в бизнес-среде, нет таких законов, которые ограничивают торговую наценку. В «Опоре России», например, считают, что контроль стоимости продуктов «может разрушить вообще все, что мы завоевали за 25 лет»
Читать на полной версииЖалобы владельцев столичных ларьков дошли до президента. Во время ближайшего госсовета Владимиру Путину расскажут об инициативе столичных властей снести торговые палатки, которые бизнес заставили купить три года назад. На смену им придут госларьки, которые будут сдаваться в аренду.
Между тем прокуратура завершила масштабную проверку торговых сетей. По ее итогам возбуждено 418 административных дел. Поводом для визита проверяющих стал рост цен. Чем помогла проверка и куда прокуроры отправятся дальше?
В истории с надзорной проверкой торговых сетей странно все: и то, что прокуроры искали высокие цены в премиум-супермаркете «Азбука вкуса», и то, что по итогам нашли «экономически неоправданную торговую наценку», а что это такое — вряд ли ответит хоть один экономист. По пути проверили требования правил пожарной безопасности, мигрантов и санитарные нормы. Избавили сети от визита Роспотребнадзора, пожарных и ФМС, что, в целом, в русле объявленного курса на сокращение проверок бизнеса. Без ответа остался один вопрос: почему прокуратура проверяет цены?
Владлен Максимоввице-президент «Опоры России»«Мне тоже не понятно, почему прокуратура вдруг начала проверять магазины, и я не очень вижу здесь состав правонарушения. Я сам имею прямое отношение к торговле, мне не известны законы, которые запрещали бы торговую наценку выше каких-то процентов. Да если мы сейчас начинаем контролировать цены, то это, по сути, может разрушить вообще все то, что мы завоевали за 25 лет!»
Чем заканчивается контроль за ценами, можно увидеть в новостях из Венесуэлы. В выходные там прошел «митинг пустых кастрюль»: население попросили ходить в магазины не чаще двух раз в неделю, а продукты продают по отпечаткам пальцев. А ведь все начиналось с ареста владельцев сетей, у которых наценка превышала 30 разрешенных процентов. Цену определяют спрос и предложение, еще в XIV веке понял арабский философ Ибн Хальдун, и с тех пор этот экономический закон не давал сбоев. Убрали из Москвы ларьки, почистили рынки, выдавили мелкие магазины, и капуста теперь только в «Пятерочке» или «Билле», по цене в два раза выше закупочной. Эксперты прогнозируют в этом году сокращение ритейла на 30%. Торговых площадей станет меньше, цены выше — а прокурорские проверки чаще?
Павел Грудинингенеральный директор Совхоза имени Ленина«Если бы пришли и сказали: знаете, мы вам цены на солярку, на газ, на электричество снижаем, а вы, в свою очередь, должны снизить цены на продукцию. Тогда было бы понятно, государство, экономическими способами, кстати, это делает во многих европейских странах, против которых мы ввели санкции, оно стимулирует предприятие понижать цены. У нас ситуация другая, у нас считается, что если мы напугаем предпринимателей, то они цены снизят. Этот метод не работает, они хоть и пошли с проверками, цена не упала, она продолжает расти».
Вслед за торговыми сетями прокуроры пошли проверять аптеки. Закончат — и можно будет заняться Думой, оттуда пришел сигнал о подорожании щей и каши, почти на 165%, с 20 до 53 рублей. На этом фоне ритейл с его максимальной наценкой в 130% — это просто несерьезно.