Баллада о российских банках. Ждать ли новых банкротств
Резервы ЦБ в 2014 году сократились почти в полтора раза. Стараясь удержать курс, регулятор выбросил на валютный рынок $125 млрд. На данный момент золотовалютные резервы составляют $385,5 млрд
Читать на полной версииПервая неделя года была богата на новости из банковской отрасли. Одним из главных событий первой недели нового года стала перестановка в ЦБ. Денежно-кредитной политикой вместо Ксении Юдаевой займется Дмитрий Тулин — финансист с почти 40-летним стажем работы, в том числе во время становления банковской системы в начале 90-х и ее кризиса в середине нулевых. Помощник президента Андрей Белоусов заявил, что в связи с новым назначением ждет понижения ключевой ставки. В целом состояние сектора на начало года аналитики оценивают как более-менее стабильное по сравнению с тем, что было в декабре. Кредитные организации, получившие большие проблемы с ликвидностью, резко подняли проценты по депозитам. Вкладчики откликнулись, констатирует Алексей Терехов.
Алексей Тереховвице-президент компании ФБК«Эта мера позволила банкам, во-первых сохранить себя, удержать вкладчиков, и это дало возможность проблему с ликвидностью решить. Сейчас видно, как банки уже снижают процентные ставки, потому все-таки в определенном смысле стабилизация отношений между вкладчиками и банками произошла. Как будет в будущем — в данном случае, конечно, ситуация меняется, как погода».
Появились новости о положении банка «Траст», который ЦБ взял на санацию в конце прошлого года. Регулятор заявил, что из кредитной организации ее бывшие владельцы вывели миллиарды рублей. Информацию Банк России передал силовикам. Конкретики не было, но ранее сообщалось, что дыра в банке оценивается в десятки миллиардов, а на оздоровление Центробанк выделил 30 миллиардов рублей. Вообще, в связи с текущей ситуацией возникает вопрос: не ждать ли новых банкротств? Пусть даже и без криминальной составляющей.
Марк Рубинштейнглава корпоративного бизнеса ЯР-Банка«В текущей ситуации многим банком достаточно трудно продолжать активно работать, то есть здесь я ожидаю снижение активности у многих банков, раз мы говорим о банках 2 и 3 эшелона. Снижение активности не значит прекращение работы, поэтому, я думаю, если курс рубля стабилизируется в ближайшие несколько месяцев, то эта ситуация не приведет к большому количеству банкротств банков».
Конечно, уход слабых игроков обычно полезен для рынка. Но сейчас, когда и так возникли проблемы с ликвидностью, это, возможно, ударит по шаткому доверию вкладчиков. Плюс трата средств Агентства по страхованию вкладов. Тем более, что сумму возмещения увеличили в два раза — до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Кстати, первый зампред Банка России Алексей Симановский в эксклюзивном интервью Business FM заявил, что за банкротство банков должны расплачиваться сами банкиры. Однако он подчеркнул, что это не является официальной позицией Банка России.
Алексей Симановскийпервый зампред ЦБ«Это мое экспертное суждение, личное, частное. Когда в банкротстве банка виноват топ-менеджмент, владельцы, которые принимали решение, требования к ним по покрытию потерь клиентов, вкладчиков, кредиторов должны быть обращены. Более того, я бы считал, что какое-то обеспечение под деятельность банка предварительно должно формироваться за счет средств владельцев и топ-менеджмента».
Алексей Симановский дал прогноз по росту кредитования в этом году: 8-10%. Звучит оптимистично, с учетом того, что главный сегмент банковского бизнеса сейчас практически парализован. Но вот что еще сказал первый зампред ЦБ по поводу темпов роста кредитования: «Назвать это кризисом... Я бы хотел жить всегда в таком кризисе». И как здесь не вспомнить недавние слова зампреда правления Сбербанка Беллы Златкис. Она назвала сотрудников ЦБ людьми с «большим гражданским мужеством».
По данным Фонда общественного мнения, россияне предпочитают хранить сбережения в национальной валюте. Такой точки зрения придерживаются две трети опрошенных. Правда, из всех респондентов сбережения имеют только 28%.