Фильм года — «Левиафан» Андрея Звягинцева. Триумфальное шествие картины российского режиссера, завоевавшего приз в Каннах, завершила номинация на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Парадокс состоит в том, что самая обсуждаемая отечественная лента 2014 года до сих пор не вышла в прокат в нашей стране.

У рядовых россиян в 2014 году был только один шанс увидеть «Левиафана»: в начале ноября на сайте британского киноинститута фильм можно было посмотреть за 10 фунтов стерлингов. В российский прокат картина выйдет 5-го февраля: за пару недель до церемонии вручения «Оскар». С точки зрения маркетинга ход оправданный. Интерес к картине на Родине и так был предельно высок, а с учетом гонки за награды киноакадемии и вовсе раскалится добела. Попадание Звягинцева в шорт-лист было ожидаемо — сенсацией стало бы, если бы «Левиафана» не оказалось в списке. Это одна из самых сильных киноработ по всем показателям. К тому же, есть несколько факторов, которые играют картине в плюс, считает президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов.

Сэм Клебанов президент компании «Кино без границ»«Во-первых, у него хорошая международная фестивальная судьба, которая началась в Каннах, где он получил приз за лучший сценарий. Во-вторых, у фильма очень сильный американский прокатчик Sony Pictures Classics, который, безусловно, обладает всеми необходимыми способностями, чтобы лоббировать картины перед Оскаровским комитетом. Плюс сам Андрей Звягинцев является одним из немногих российских режиссеров, которые известны в мире, наверное, это даже самый известный в мире российский режиссер. Ну и картина, конечно, очень актуальна, поскольку, с одной стороны, это глубокая, хорошо сыгранная драма, но при этом она социальна, она говорит о сегодняшней России, она говорит о проблемах, которые есть в сегодняшней России в отношениях человека и власти. В общем, все то, что интересует серьезную западную публику и в том числе американских киноакадемиков».

Британское издание Guardian называет «Левиафан» великолепным. Метафора церкви и вертикали власти, масштабная и трагическая настолько, что становится страшно и цепенеешь.

Валерий Кичинкинокритик«Это современная история человека, который в столкновении с властями своего поселка теряет все: жену, свободу, теряет ту жизнь, которой он жил; теряет даже то место, в котором он родился и в котором хотел бы прожить всю жизнь. Это картина зависимости человека от властей, от прихоти — причем, особенно когда власть коррумпирована. Картина очень жесткая — при этом, ее нельзя назвать антироссийской. Это просто картина, которая передает сегодняшнее состояние современного российского общества».

По сюжету мэр небольшого городка решил построить дачу на участке главного героя. Его дом признали незаконной постройкой, а землю оценили в копейки. Герой не растерялся и позвал на помощь друга своей юности — столичного адвоката, который приезжает в провинцию с большим компроматом на местную администрацию. Только заканчивается все не так, как можно было бы себе представить. Кстати, вдохновившая Звягинцева история произошла когда-то в Америке, но место действия режиссер поменял.

Екатерина Барабашобозреватель «Интерфакса»«Фильм, в котором рассказывается о несправедливости мира, о том, как человек, вот, занимается бесконечным злом, и вера в Бога ему совершенно не помогает. В отличие, кстати, от библейского Иова, к которому отсылает этот фильм... это чудовище из Ветхого Завета, из библейской книги. Иова — это в Библии олицетворение стихийных сил природы, и, в общем-то, самого дьявола. Но больше этот фильм отсылает к одноименному философскому трактату Томаса Гоббса, которым таким образом называется государство, которое, по мнению философа, унижает человека».

У имеющих отношение к кино в мае стал популярен хэштег «канннаш». «Левиафан» закрывал конкурсную программу, в итоге заработал приз за лучший сценарий. Казалось бы, триумф, однако министр культуры Владимир Мединский остался недоволен. Режиссерская работа хорошая, да. Однако, слишком много использования нецензурных слов. Закон о запрете на табуированную лексику в фильмах вступил в силу первого июля. Почему-то была надежда, что для Звягинцева сделают исключение, именно поэтому картину не показали, например, на московском кинофестивале. Но не сложилось — прокат перенесли сначала на 13 ноября, а теперь и вовсе на 5 февраля. И ни одного дурного слова там теперь нет. Андрей Звягинцев говорит, что убрал все очень быстро, но пережил большую травму.

Андрей Звягинцеврежиссер«Артикуляция есть, а звука нет. Это травма. Эти два дня я сидел и чертыхался. Я надеюсь, что сейчас какая-то будет инициатива к пересмотру этого закона, потому что совершенно очевидно, что есть запретительные меры, есть осторожный ненорматив, есть «18+», этого достаточно. Кинозал — это место, где взрослый, ответственный человек приобретает в кассе билет. Билет является нашим с ним соглашением. Я хочу показать картину вот в таком виде, а он готов и хочет ее посмотреть в таком виде. Почему сюда вмешивается третья сторона?»

В Нью-Йорке фильм вышел в прокат 24 декабря, а в Лос-Анджелесе старт — 31 декабря. В последний раз российская картина пыталась завоевать награду киноакадемии в 2007 году, когда за «Оскар» боролся Никита Михалков, с фильмом «12». Примечательно, что тогда его конкурентом в номинации «лучший фильм на иностранном языке» был Сергей Бодров с картиной «Монгол». Бодров давно живет в США. Звягинцев в уходящем году тоже бывал за границей гораздо чаще, чем дома.