Никаких проблем с электронными картами Сбербанка нет и не будет, заявил Business FM заместитель председателя кредитной организации банка Станислав Кузнецов. Он сообщил, что в банкоматах периодически заканчиваются деньги из-за ажиотажного спроса на наличность. По его словам, это же рождает панические слухи. Со Станиславом Кузнецовым беседовал главный редактор Business FM Илья Копелевич.

Что в действительности происходит с банковскими картами, действительно есть сбои, какой характер они носят, как долго будут продолжаться, если они есть?
Станислав Кузнецов: Эта тема сегодня чрезвычайно актуальна. Мы по всей стране фиксируем повышенный спрос населения к наличным деньгам. К рублям сегодня, вчера — это было к валюте. И вынуждены сегодня говорить о том, что сегодня, по крайней мере, все наши офисы работают с повышенным напряжением, в том числе, устройства самообслуживания. Но никаких ограничений Сбербанк не вводил и не планирует вводить ни в ближайшее время, ни в последующее. У нас все работает в штатном режиме, и мы не фиксировали никаких сбоев по нашей системе. Приведу пример, у нас в Москве чуть более семи тысяч устройств самообслуживания, из которых 4600 — банкоматы. По состоянию на вечер четверга, у нас всего 114 банкоматов не работало по разным техническим причинам, в том числе, 20 банкоматов в связи с отсутствием наличности, то есть просто деньги закончились, это такая микроскопическая по статистике цифра. А из 90 тысяч банкоматов по стране деньги закончились к концу дня примерно в полутора тысячах банкоматах.
Сейчас мы спланировали всю необходимую работу, чтобы подкрепить наличностью и наши офисы, и устройства самообслуживания, чтобы никаких перебоев с получением наличных денежных средств не было. Кроме того, мы с сожалением констатируем, что в некоторых регионах появились какие-то слухи, что деньги могут кончиться, Сбербанк может прекратить выдавать деньги. Я, пользуясь возможностью, хочу твердо заявить, что никаких планов ограничений ни лимитов, ни выдачи наличных средств Сбербанк не планирует, и не будет делать. Это не входит в наши планы. Мы наоборот наращиваем все необходимые мероприятия, чтобы обеспечить бесперебойную работу всех наших подразделений и устройств самообслуживания. Кроме того, я также слышал о том, что в стране появились слухи о том, что что-то происходит с карточками, о том, что карты Сбербанка якобы в некоторых регионах перестанут работать. Это тоже не соответствует действительности. Все карточки Сбербанка работают, никаких ограничений не вводилось и вводиться не будет. И все наши технические средства, центр обработки данных, процессинг работает бесперебойно, без каких-либо срывов.
Да, но слухи прямо совершенно чудовищные, на мой взгляд, дикие, вплоть до того, что в одном из магазинов в Москве мне сказали: «Мы сегодня не принимаем карты Сбербанка». Видимо, тоже на волне слухов.
Станислав Кузнецов: Вы знаете, я с вами согласен с тем, что сейчас на волне слухов с какой-то молниеносной скоростью распространяются различного рода фантастические домыслы о том или ином действии. Но это не соответствует действительности. Более того, я сейчас вам привел некоторые цифры, вся система устройств самообслуживания работает без каких-либо сбоев, но с повышенной нагрузкой. Мы примерно фиксируем сейчас нагрузку с увеличением примерно на 25%.
Вот теперь про эту нагрузку. Я и сам сегодня и вчера бывал в отделениях банка, не вашего, а другого. Я наблюдал столпотворение людей в банках. Чем вы можете это объяснить? Что население сейчас делает с деньгами?
Станислав Кузнецов: Я еще раз могу подтвердить, вы совершенно правы, что такие явления сейчас по стране действительно фиксируются. В ряде регионов действительно есть очереди, в ряде регионов действительно население снимает наличные деньги или пытается менять деньги, но в тот период, который мы сейчас переживаем, это самые неправильные действия. И подобные действия основаны прежде всего на панических слухах. Это связано с тем, как мы представляем, кто-то вбрасывает какие-то идеи, слухи, и это распространяется с какой-то молниеносной скоростью. Мне сказали, что какие-то SMS распространяются, что скоро карточки прекратят работать или еще что-то в этом роде. Все наши подразделения, все наши сотрудники сегодня на самом деле максимально ориентированы на оказание помощи населению и выдачу любых сумм без ограничений в случае необходимости по любому требованию наших клиентов. Но какой-то необходимости в этом мы абсолютно не фиксируем. Более того, любые сейчас такие активности — снятие наличности со счетов, другие виды операций, обменные операции — вряд ли они в условиях такой огромной волатильности курса могут быть интересны, с точки зрения сохранения или заработка на обменно-валютных операциях.
Я могу собственный опыт привести, потому что я был в отделениях, даже интересовался у начальника отделения банка, не вашего, почему огромное количество людей просто как на вокзале в час пик стоят в очередях часами. Там мне говорили, что сегодня большая часть шла депозиты перекладывать под более высокие проценты. Накануне очень многие покупали валюту по 70 рублей. Слава богу, что, может быть, некоторым не хватило.
Станислав Кузнецов: Я с вами абсолютно согласен, это фиксировалось в основном позавчера вечером и частично вчера. Мы тоже фиксировали такую ситуацию по стране. И на самом деле, насколько же обидно сейчас этим людям должно стать, когда они покупали валюту по 70, по 80 рублей за доллар, а сегодня он упал уже до 60 и даже ниже.
И третий фактор, это мы все так же видим, как очереди в банках, так и очереди в магазинах. Люди стараются перевести деньги в товары. В целом, по Сбербанку отток вкладов в эти дни можно как-то оценить?
Станислав Кузнецов: Отток, очевидно, есть. Мы это фиксируем, но мы не видим никаких угроз ни для Сбербанка, ни для банковской системы, с точки зрения того, что сейчас люди захотели снять наличные деньги. Мы предполагали такой сценарий развития ситуации, и на самом деле готовы обеспечить любые операции на этом фоне.
У нас в России есть богатый опыт кризисов, знаем поведение сначала корпораций, а потом населения, мы это не в первый раз все проходим. По вашему прогнозу, этот панический ажиотаж, который опасен, который вызывает и слухи, а слухи вызывают новую волну ажиотажа, сколько дней он будет продолжаться, или, может быть, нужные какие-то специальные меры, чтобы его сбить?
Станислав Кузнецов: Вы правы, это будет длиться несколько дней, и все зависит от того, насколько люди будут доверять системе, доверять банковской системе, Сбербанку, с точки зрения того что мы будем надежно обеспечивать их интересы и будем отстаивать интересы клиента, что мы сегодня и делаем.