«Рахимов не скрывается». Защита экс-главы «Башнефти» узнала о его розыске случайно
В эксклюзивном интервью BFM.ru адвокат экс-главы «Башнефти» Урала Рахимова рассказал подробности о заочном аресте предпринимателя. По мнению юриста, следствие не предоставило ни одного основания, подтверждающего необходимость ареста
Читать на полной версииБасманный суд Москвы вынес решение о заочном аресте бывшего главы «Башнефти», сына президента Башкортостана Муртазы Рахимова, Урала Рахимова в рамках дела о хищении акций «Башнефти». В эксклюзивном интервью BFM.ru его адвокат Айрат Латыпов рассказал, что защита узнала о заседании случайно, и поведал, какие аргументы приводило следствие.
Сегодня стало известно, что вчера Басманный суд Москвы принял решение о заочном аресте Урала Рахимова. Расскажите, какие аргументы были у сторон?
Айрат Латыпов: Защита возражала против избрания такой меры пресечения. Основные аргументы заключались в том, что ни одного документа и основания, подтверждающего необходимость ареста, в суд следствием не было представлено. Следователи лишь представили бумажки о том, что Рахимов состоит на военном учете, там-то зарегистрирован. А для обоснования своего ходатайства они ничего не привели.
Вызывали ли следователи Рахимова на допросы до того, как попросить суд его арестовать?
Айрат Латыпов: Ни одной повестки ему не направлялось, также не направлялось адвокатам ни одного требования о приглашении их на следственные действия с нашим подзащитным. Ведь нужно же было документально подтвердить, что он скрывается от следствия.
А это не так?
Айрат Латыпов: Конечно, нет, он пять лет назад уехал из страны, когда в отношении него никаких уголовных преследований не велось. Поэтому он не скрывался. Скрываться можно лишь тогда, когда тебе известно, что в отношении тебя возбуждено уголовное дело, и ты можешь быть привлечен к уголовной ответственности, и ты не являешься на вызовы следствия. Но следствие не смогло ни разу подтвердить, что оно хотя бы раз вызывало Рахимова на какие-либо следственные действия: допросы, очные ставки, предъявление обвинения. Даже на суд его не вызвали!
Вы имеете в виду, что просили известить Рахимова о заседании?
Айрат Латыпов: Мы просили суд вызвать его на рассмотрение ходатайства о заочном аресте и готовы были указать его конкретный адрес в Австрии. Этот адрес и следствию известен, но суд нам отказал, указав, что в этом нет необходимости. У нас на руках был документ, что следствие знает этот адрес. Рахимов не скрывается, но, конечно, и не рекламирует, где он, но следствию известно, в каком отеле он проживает.
Как адвокаты узнали о заседании суда?
Айрат Латыпов: Случайно. В понедельник один из адвокатов позвонил следователю по каким-то другим вопросам, и тот его нехотя известил : мол в среду будет рассмотрено наше ходатайство о заочном аресте Рахимова, если хотите — приезжайте. На сайте не была вывешена информация о заседании, и адвокаты официально не извещались. Ну хотя бы одного защитника известили. О чем здесь говорить.
А какие доводы приводила защита против ареста?
Айрат Латыпов: Нами были представлены положительные характеристики на Рахимова и другие основания. Но суд отверг наши доводы о том, что вмененная ему статья 160 УК (растрата вверенного имущества) была совершена в сфере предпринимательской деятельности. По закону, обвиняемым в совершении преступления в сфере предпринимательской деятельности не может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей. По второй, вмененной Рахимову статье 174.1 УК (легализация имущества, приобретенного в результате преступления) не может быть избран арест. Но суд решил, что предъявленное Рахимову обвинение по статье 160 УК не относится к предпринимательской деятельности. Вместе с тем, из представленных нами документов было видно, что в момент передачи акций «Системе» — в 2006-2009-х годах — Рахимов занимал должность гендиректора «Башнефти», которая является коммерческим предприятием и занимается предпринимательской деятельностью.
На чем основывалось решение суда?
Айрат Латыпов: Оно противоречиво. В нем написано, что следователю известно, что Рахимов проживает в Австрии. А в постановлении о розыске говорится, что его местонахождение неизвестно.
Когда Рахимова объявили в розыск?
Айрат Латыпов: 6 декабря. Но мы узнали об этом только вчера из бумаг, представленных в обоснование ареста. Суд положил в основу своего решения результаты-оперативно-розыскной деятельности. Но ни одного документа об оперативно-розыскной деятельности в суд представлено не было. Поэтому решение суда голословно и не основывается на материалах дела. Хоть бы одно постановление ФСБ приобщили, что направлялся запрос о розыске, были приняты меры, а Рахимова не нашли.
Вы уже связывались с вашим клиентом, как он отреагировал на решение суда?
Айрат Латыпов: Нормально. Все это было ожидаемо.
Обжаловать решение будете?
Айрат Латыпов: Да, в течение трех дней, но учитывая, что последний день попадает на выходной, у нас есть еще понедельник для подачи апелляционной жалобы.
Стоит отметить, что о заочном аресте Рахимова стало известно после неожиданного решения об освобождении главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова из-под домашнего ареста.