Михаил Кузовлев:«Для российской банковской системы и бизнеса кризис — это уже обыденное состояние»
Эксклюзивное интервью Business FM президента-председателя правления Банка Москвы Михаила Кузовлева — о валюте, метлах и кредитах
Читать на полной версииВ падении курса рубля сегодня винят спекулянтов. О поиске игроков с валютой накануне заявил Центральный банк. В качестве подозреваемых были названы крупные российские банки и корпорации. Так ли это? В интервью Business FM президент-председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев поделился своим мнением относительно падения курса рубля — кто на этом зарабатывает и как с этим бороться.
Также Михаил Кузовлев рассказал, почему зимой в велопрокате банка появились метлы и что изменилось в сфере ЖКХ после очередной реформы.
Михаил Кузовлев: Есть другая альтернатива — не брать риск. У нас есть свои ограничения, которые нам Центральный банк устанавливает в качестве лимита открытой валютной позиции. Наверное, есть какие-то недобросовестные участники, которые через систему, когда они предоставляют своим клиентам кредиты, те закупают валюту. Мы у себя, например, всплеск покупок клиентов, имеется в виду физических лиц, видели где-то в пределе 36-40, а сказать, что сейчас клиенты увеличили закупки или конвертации своих депозитов...
Михаил Кузовлев:Я на своем примере сказать не могу, потому что у Банка Москва не больше 15% активов валютных. У нас в основном все кредиты всегда были рублевые, потому что это работа с городом и муниципальным хозяйством, а там рублевая выручка.
Михаил Кузовлев: Много же внешних факторов. Экспортеры не продают, а должники хотят купить, потому что, условно говоря, Меркель сказала, что будут дополнительные санкции против России, и у всех в умах начинается кошмар. Ничего не поделаешь, это проходит рано или поздно. Самое главное, посмотреть, может быть, не так сильно, но тот же евро тоже упал по отношению к доллару, но никто же в обменные пункты в очереди не стоит.
Михаил Кузовлев: Когда ставка высока, безусловно, следующий инструмент — это уже государственная политика, субсидирование ставки по определенным направлениям.
Михаил Кузовлев:Что я знаю из обсуждения с бизнес-общественностью, правительство нащупывает определенные механизмы. Министерство промышленности делает фонд, пока не большой по размерам, который будет заниматься субсидированием. У нас созданы агентства кредитных гарантий, а гарантия тоже снижает стоимость кредита. Я думаю, все эти инструменты существуют, их просто нужно сейчас более эффективно применять.
Михаил Кузовлев: Проекту уже три года. В этом году не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Предлагаем то же самое делать в других крупных городах. Банк муниципальный, он понимает, что в каждом городе, особенно в крупном миллионнике, большая агломерация, где вопрос пробок насущный, не только в Москве.
Михаил Кузовлев: Это тоже хороший вид транспорта, когда летаешь на метле. К сожалению, пока они просто стоят в качестве образцов, чтобы граждане понимали, что есть Банк Москвы, метлы, ЖКХ, муниципальное хозяйство — как-то ассоциируется. Может быть, каждый возьмет метлу и сделает город чуть чище. Многие метлы разобрали.
Михаил Кузовлев: Сумасшедшие деньги. По подсчетам экспертов, ЖКХ требует инвестиций порядка 9 трлн рублей.
Михаил Кузовлев: У нас всего два плательщика: либо государство, либо мы с вами. В любом случае, мы с вами, потому что государство платит из наших денег. Тут уж можно по-разному это представлять, но я бы сказал, что на самом деле конкуренция в сфере ЖКХ появилась. Мы видим у себя проекты, связанные и с энергосбережением. Например, мы в Туле финансировали проект — заменили систему освещения города на более эффективную. Там финансовая модель подтверждает, что за счет экономии электроэнергии они укладываются в тарифы и получают обратно деньги, которые проинвестировали.
Михаил Кузовлев: У нас есть законодательство о тарифе, он должен стать рыночным. И дальше уже кто хочет, тот пусть субсидирует.
Михаил Кузовлев: Да.
Михаил Кузовлев: Тот закон, который есть, подразумевает, что граждане ежемесячно платят определенный платеж, поэтому роль банка в нескольких ипостасях. Во-первых, есть банки, которые обслуживают регионального оператора, и сейчас есть набор конкурсов, которые проходят в разных регионах. Мы победили в шести конкурсах. Наша роль — собирать платежи. Наша технология — для того, чтобы гражданину приходил платеж, он приходил в банк, и дальше платеж расщеплялся и доходил до регионального оператора, или в том случае, если товарищество собственников жилья предпочитает иметь свой собственный счет, заведение специального счета, и там точно так же эти платежи расщепляются от каждого гражданина, приходят туда, и дальше идет система контроля, которую мы ставим ТСЖ. Они смотрят, как их деньги они дальше будут тратить путем найма отдельного подрядчика. И вторая ипостась в том, кто будет данный процесс кредитовать, потому что некоторые товарищества собственников жилья захотят более быстро себе заменить какие-то инфраструктурные вещи в доме и могут себе это позволить. Поэтому у нас на этот счет есть несколько кредитных продуктов. Для банка две функции: он собирает платежи и кредитует.
Михаил Кузовлев: Население всегда остается надежным плательщиком. Есть просто разные структуры кредитов населения.
Михаил Кузовлев: В части того, что у нас было по тому наследству, что нам досталось в иенах, мы провели реструктуризацию.