Чем риторика Путина отличалась от прошлых выступлений перед парламентом
Перед посланием президента Федеральному собранию шли споры: о чем будет говорить Путин — о мобилизации и затягивании гаек или, напротив, о радикальной экономической либерализации. По сумме экспертных оценок — ни то, ни другое
Читать на полной версииПослание российского президента слушали не только в России. Владимир Путин был и в прямом эфире CNN и BBC, а также в текстовой трансляции сетевых СМИ. Возник медийный интерес к внешней политике России.
Вначале были жесткие заявления о том, что страна будет защищать суверенитет. Наша армия вежливая, но грозная. Были и более сложные времена, напомнил Путин, когда Россию пытались пустить по югославскому сценарию. Не вышло. Также, как и полвека назад у Гитлера, и надо помнить, чем это заканчивается.
В то же время страна не пойдет на гонку вооружений. И не будет сворачивать отношения с Европой и Америкой. Что касается Крыма, то это «сакральная» территория, как Храмовая гора в Иерусалиме. И именно так мы будем к этому относиться всегда.
В начале украинских событий президент открыто обвинил западных партнеров. И это был единственный момент, когда Путин позволил иронию. Иногда не знаешь, с кем лучше разговаривать: с правительствами некоторых государств или напрямую с их американскими покровителями и спонсорами. При этом юго-восток Украины президент ни разу не назвал Новороссией, ДНР или ЛНР. Как на заявления российского лидера отреагируют те, к кому оно было обращено?
Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО«Здесь ничего нового для Запада не прозвучало, Россия подтвердила свою позицию, подтвердила, что она будет занимать твердую позицию, что те компромиссы, которые предлагались до сих пор, не являются рабочими. С другой стороны, компромиссы на которые можно пойти, в том числе на тех условиях, которые предлагает Россия. Учитывая, что подвижка определённая в позиции Запада уже состоялась, наверное, есть шанс, что эти подвижки будут и дальше развиваться. Запад понимает, что он столкнулся с концептуальной позицией, а не тактической».
В общей сложности президент говорил 70 минут, так же, как и в прошлом году. В речи ни разу не прозвучало слово «россияне», Путин обращался «граждане» или «друзья». Говорил о многоликой, но монолитной русской нации, русском народе. По традиции обращался к российским мыслителям.
В этом послании процитировал идеолога Белого движения, философа и сторонника правовой монархии Ивана Ильина. Его мысль о свободе. Само слово «свобода» президент повторил в своей речи девять раз. И перед тем, как заговорить об экономике, отметил, что потенциал России тем выше, чем более самостоятельны ее граждане: как экономически, так и политически. Мнением о том, почему в послании Путина так много внимания уделено суверенитету и свободе, в эфире Business FM поделился политолог Николай Петров.
Николай Петровполитолог«Послание, скорее, призвано играть такую психотерапевтическую роль, и, я так понимаю, и в отношении нашего общества, и, отчасти, в отношении Запада тоже. Поэтому, вот, те рассуждения относительно свободы, относительно суверенитета, и так далее, которые там имеются, мне кажется, носят очень общий характер, и видно, что писали текст так, чтобы, не дай Бог, никого особо не задеть, и чтобы никого особо ничего не раздражало».
Слово «экономика» в речи президента звучало в два раза чаще, чем в прошлом году. «Власть» – в три раза реже. Путин избежал слов «коррупция», «реформы» и «перемены». И почти не говорил о внутренней политике.
Перед посланием шли споры: в какую сторону развернется президент: это будет мобилизация и затягивание гаек или, напротив, радикальная экономическая либерализация. По сумме экспертных оценок — ни то, ни другое. Не время для крайностей.