Цены на автомобили в следующем году вырастут еще больше
Многие автопроизводители уже подняли цены на свои автомобили из-за падения курса рубля, другие поднимут к началу будущего года. Однако эксперты полагают, что цены будут расти и в первом квартале 2015 года. Впрочем, не пропорционально девальвации, а максимум еще на 10-20%
Читать на полной версииВ начале будущего года все автомобильные компании изменят свой прайс-лист. В среднем по рынку повышение будет на уровне 10%, максимум — 15%, учитывая рост стоимости в течение 2014 года на ряд моделей и модификаций. Однако, при условии, что рубль продолжит падать, это не последнее повышение. Автопроизводители будут вынуждены корректировать свои прайс-листы, но, по мнению экспертов, если цены и вырастут, то не более чем на 10-20%. Большего роста просто не выдержит рынок.
«Курсовая разница еще не отыграна в полном объеме в отпускных ценах производителей автомобилей. В любом случае, какие бы исторические максимумы не демонстрировали доллар с евро на Московской бирже, рост цен на автомобили будет сопровождаться большой инерционностью в силу специфики и сложности процесса их пересмотра», — отмечает Ренат Тюктеев, операционный директор Группы компаний «Независимость». «Какой курс заложит производитель в свои бюджеты, это основной вопрос. Под такой стремительный рост курса евро им сложно быстро перестроить свою бизнес-модель. Все факторы свидетельствуют сейчас о росте цен на автомобили в первом квартале 2015 года в интервале от 10% до 20%. Более высокие цены рынок отторгнет, и это приведет к резкому снижению объемов продаж», — добавляет собеседник BFM.ru.
Компании даже при стабильном курсе закладывают определенную вилку, учитывая возможные колебания и инфляцию. В противном случае цены даже при стабильном рубле раз в год должны были бы увеличиваться на 10%, но это не происходит. Как не произошел скачок цен на машины и сейчас. Ведь доллар и евро за год выросли к рублю более чем на 40%. Тогда как автопроизводители, те, что уже пересмотрели ценники, увеличили стоимость не так значительно. Скажем, к 1 декабря Mercedes-Benz повысил цены на 6-8%, Volkswagen на 2-5%, BMW на 10%, Citroen на 3%.
Юрий Урюковзаместитель главного редактора «АвтоMail.ru»«Автопроизводители изначально закладывают в цену более высокий курс — при повышении прайса по всему модельному ряду, при выводе новой модели, модификации и даже комплектации. И тут многое зависит от аналитиков, которые оценивают рынок. Знаю, что одна немецкая марка в начале 2014 года заложила курс в 50 рублей за евро. Соответственно, для них потери были не так значительны. К тому же, чтобы поддержать спрос компании жертвуют своей маржой. Она опять же зависит от автопроизводителя и модели, но может доходить до 30% от реальной стоимости машины».
Впрочем, такое падение, как мы наблюдаем сейчас, вряд ли кто-то мог прогнозировать. И текущий незначительный рост цен связан с желанием автопроизводителей продать как можно больше и быстрее.
Олег Дацкивгенеральный директор портала Аuto-dealer.ru«В этом году продажи падали сильнее, чем ожидалось. А тут еще и курс рубля обвалился. Автопроизводители, вспоминая опыт 2008 года, решили не держать склады — все равно потом убытки, но растянутые по времени и большие, чем на ранней стадии. Поэтому в будущем году цены будут догонять курсы. Конечно, не пропорционально, полагаю, что где-то на 15% меньше, чем девальвация».
И локальная сборка не спасает
В худшем положении окажутся компании, которые не имеют в России сборочных производств. Понятно, что закупка комплектующих идет в долларах и евро, но есть локализация льгот. Тем не менее от повышения цен не застрахованы и крупные производители автомобилей в России.
Фабриса Камболивавице-президент по продажам и маркетингу Renault в регионе Евразия«Несмотря на производство в России и высокий уровень локальной интеграции, часть наших моделей и автокомпонентов поставляются из-за границы. Среднее повышение цен на наши модели за год составило 8%, что соответствует уровню инфляции. Однако Россия для Renault — стратегический рынок, мы верим в его потенциал, поэтому в настоящий момент важно сохранить рентабельность нашего бизнеса и обеспечить будущее».
В целом, автомобильные компании очень осторожно комментируют свою ценовую политику на будущий год и отказываются называть курсы, которые они заложили в текущем повышении цен.
Оксана Вершининаглава pr-службы компании Citroen«Все не так просто и однозначно. Цена должна поддерживать баланс между спросом и предложением и отвечать двум необходимостям: обеспечивать хороший уровень продаж и хорошую рентабельность. Зависимость ценовой политики от валютного курса сохранится и в будущем. В любом случае мы постараемся сохранить свои конкурентные преимущества даже в ситуации завышенного ритма колебаний валютного курса».
А что будет, если курс рубля вернется в прежние рамки? Или сильно отыграет свои позиции? Пересмотрят ли автопроизводители цены или возникнет ситуация, аналогичная той, что обстоит с бензином — стоимость будет расти при любых обстоятельствах?
«Если все вернется, то вернутся и цены — они фактически всегда были привязаны к валютам. К тому же, от этого зависят объемы продаж, тут компании должны поступить мудро», — полагает Олег Дацкив, генеральный директор портала Аuto-dealer.ru.
Сами автопроизводители также очень аккуратно комментируют этот вопрос, ссылаясь на то, что слишком много факторов влияет на стоимость автомобиля. Впрочем, говорят, что цены — в случае возвращения рубля на прежний уровень — могут быть пересмотрены.
«Укрепление курса рубля по отношению к другим валютам будет оказывать положительное влияние на объемы продаж. А это приведет к коррекции ценовой политики», — заявила Оксана Вершинина.
А пока на автомобильном рынке бум продаж. Россияне бегут в автосалоны, чтобы приобрести машину по старым ценам и хоть куда-то деть «падающую» национальную валюту. Возможно, это правильное решение, хотя, конечно, покупку нового автомобиля нельзя рассматривать в качестве инвестиций. Даже учитывая ожидаемый рост цен в будущем году.