Ирина Купченко о смерти Рязанова: «Умер человек, составлявший огромную часть нашей жизни»
Режиссер, народный артист СССР скончался в возрасте 88 лет. Он был госпитализирован 21 ноября, а до этого проходил курсы лечения в сентябре и октябре
Читать на полной версииНа 89-м году жизни скончался народный артист СССР Эльдар Рязанов. Об этом ТАСС сообщили в понедельник в семье режиссера. «К сожалению, мы официально подтверждаем эту информацию», — сказал собеседник агентства.
21 ноября Эльдар Рязанов был госпитализирован. До этого он уже проходил лечение в октябре и сентябре. В августе ему была сделана профилактическая чистка сосудов.
В конце ноября прошлого года он попал в реанимацию НИИ нейрохирургии имени Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения» и несколько месяцев находился в больнице.
Эльдар Александрович Рязанов — российский и советский кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР родился в Самаре в 1927 году. В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, будущий режиссер учился в мастерской Григория Козинцева. В первые годы после окончания учебы Рязанов снимал документальное кино, в том числе сюжеты для киножурналов.
В 1955 году Рязанов стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 1956 году вышла первая кинокомедия режиссера — «Карнавальная ночь», которая имела колоссальный успех. Список работ Рязанова огромен, среди самых известных и любимых публикой — «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс».
При том, что кино Рязанова — эталон качества, на съемочной площадке у него работалось очень легко, говорит актриса Театра имени Вахтангова Ирина Купченко.
Ирина Купченкоактриса Театра имени Вахтангова«Умер человек, который составлял огромную часть нашей жизни. Мы начинали жить с фильмами Эльдара Александровича, я еще в школе смотрела его первые фильмы. Он совершеннейшая часть моей жизни. Я обожаю его фильм «Берегись автомобиля»: там какая-то вечная, очень добрая и человечная истина, которая актуальна всегда. Его веселые фильмы, грустные фильмы — это все часть каждого из нас. Эльдар Александрович самодостаточен в той любви, которую испытывает к нему народ. Ему никакие дополнительные усилия, прекрасные памятники не нужны — он сам себе этот памятник воздвиг. С Эльдаром Александровичем замечательно работалось, я даже не чувствовала, что я работала. Я снималась у него в двух комедиях. Для меня это был просто праздник души. Во-первых, было весело, легко, все, начиная с него, были остроумны, и актеры становились остроумнее рядом с ним. Все было настолько в форме игры, даже не игры, а просто легкого, приятельского, дружеского праздника, времяпрепровождения. Происходила работа, его фильмы такого высокого качества, но вот этого усилия не ощущалось, может быть, за счет его индивидуальности. Я не знаю ни одного актера, который его не обожал бы, который раздражался бы или утомлялся на съемках или конфликтовал. Таких случаев в двух моих картинах не было».
Эльдар Рязанов умел общаться со зрителями, как с родными и очень любил актеров, рассказывает актриса Мария Аронова.
Мария Ароноваактриса«Мне бесконечно повезло, что судьба была благосклонна и свела меня с этим человеком. Ушел из жизни не великий режиссер, не грандиозная личность, а почти мой родственник. У меня ощущение потери — семейное ощущение. Я думаю, что эти чувства будут посещать огромное количество людей, потому что он до такой степени в сердцах наших, он так много сделал для того, чтобы люди были счастливы. Я очень боялась встречи с ним, когда первый раз ехала на съемки: все-таки это Рязанов, кто я вообще по сравнению с ним. И минуты не прошло, как я абсолютно избавилась от этого чувства. Я была в руках любящего меня человека, отца. Мой учитель, Владимир Владимирович Иванов, говорил: «Чем больше, тем меньше». Чем больше личность, чем больше художник, тем он демократичнее и проще в жизни. Он был очень доступен, очень демократичен, очень прост. Он был необыкновенный умница. С такими людьми надо садиться и разговаривать. Даже не разговаривать, а слушать, сидеть и слушать».
Кинокритик Кирилл Разлогов главным фильмом Рязанова считает «Иронию судьбы».
Кирилл Разлоговкинокритик«У него много знаменитых картин, но телевизионный вариант и киновариант картины «Ирония судьбы, или С легким паром» — абсолютная классика, картина, которая существует в народном сознании, невзирая на то, что он дал согласие на картину, которая, на мой взгляд, разрушает величие этого фильма или пытается это разрушить, хотя это невозможно — «Ирония судьбы. Продолжение». Вторая часть его карьеры связана уже с постсоветским периодом, более сложным, начиная уже с перестройки, более сомнительная, что касается художественного качества отдельных картин. Связано это, вероятно, с тем, что он разошелся со своим любимым сценаристом, но он все это время оставался фигурой важной, последовательно добивался того, чтобы его картины, картины его собратьев доходили все-таки до зрителя, хотя это было чрезвычайно сложно. И созданием центра «Эльдар», который хоть и находится в центре внимания людей, любящих классическое советское кино, продолжил эту работу при поддержке членов своей семьи, тех людей, которые продолжали ценить его творчество. Так что это большая потеря и для отечественной культуры, но его фильмы останутся, как говорилось в советский период, в памяти народной, а народ никуда не делся».
Фильмы Рязанова объединяют все социальные слои, и он такой один, считает кинорежиссер Павел Лунгин.
Павел Лунгинкинорежиссер«Мне кажется, что Эльдар Рязанов был последним из череды всеобщих любимцев. Это был человек, который объединял все слои общества, самых разных представителей любителей в кино, он был последним из племени гигантов, из племени динозавров, когда еще кино было мощным, веселым, соединительным продуктом. И особый талант Эльдара Рязанова был именно в том, что он, оставаясь интеллигентом и человеком, бесспорно, свободомыслящим, умел говорить и обращаться именно ко всем, ко всему населению. В нем не было избирательно интеллигентского разговора или такой комедии хохота, как у Гайдая. А это был именно такой единый, соединяющий все население Союза, России, талант. В этом смысле он был уникален. Смерть его, конечно, печальна, ужасна, но, с другой стороны, он прожил огромную, длинную, славную жизнь, испытал очень много любви».
В 2002 году Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». А в 2005 году открылся киноклуб Эльдара Рязанова — центр отечественной комедии. В 2010 году мэтр отечественного кино стал одним из учредителей КиноСоюза, общественной организации российских кинематографистов.