Басманный суд Москвы сегодня оставил еще на четыре месяца под домашним арестом главу АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Он будет изолирован от общества до 16 марта 2015 года. Таким образом, и Новый год, и Рождество, и День защитника Отечества, и Международный женский день предприниматель встретит дома.

Утром в Басманном суде, который рассматривал ходатайство Следственного комитета о продлении Евтушенкову меры пресечения, царил ажиотаж. Эмоций добавило появление в зале суда нового адвоката предпринимателя — одного из сильнейших юристов страны Александра Гофштейна. Он, в частности, известен тем, что весьма успешно защищал вора в законе Вячеслава Иванькова по кличке «Япончик» и авторитетного бизнесмена Захария Калашова. Среди клиентов защитника есть и более респектабельные клиенты: фигуранты дела «ЮКОСа» Светлана Бахмина и Дмитрий Гололобов, а также обвиняемая в многомиллиардных хищениях бывшая чиновница Минобороны Евгения Васильева. Крайней победой адвоката стало оправдание в суде пластического хирурга Владимира Тапия Фернандеса.

Владимира Евтушенкова в здание суда завели через запасной, а не главный, вход. Журналисты также якобы увидели президента АФК «Система» Михаила Шамолина. Но позже выяснилось, что репортеры обознались, и тот на процесс не приехал.

Одетый в полосатую рубашку и темно-серый костюм 66-летний Владимир Евтушенков держался скромно. «Работаете?», — спросила его судья, чем сбила с толку арестованного. Казалось, Евтушенков не понял вопрос. «В данную минуту? — переспросил он. — В принципе, да. В АФК «Система», председателем совета директоров».

Аргументы следствия

Далее следователь Алексей Весельев огласил ходатайство о продлении избранной Евтушенкову меры пресечения до 16 марта 2015 года. Напомним, что бизнесмен был помещен под домашний арест в своем доме в элитном подмосковном поселке Жуковка 16 сентября. В тот же день ему было предъявлено обвинение в организации легализации имущества (ч. 3 ст. 33, ч.4 ст. 174 УК). Речь идет об акциях ряда предприятий топливно-энергетического комплекса Башкирии (БашТЭК), незаконно приватизированных, как считает следствие, а затем проданных АФК «Система» сыном экс-главы Башкирии Уралом Рахимовым. Он объявлен в розыск. Еще одного фигуранта уголовного дела, помогавшего в покупке акций бизнесмена, Левона Айрапетяна недавно перевели из СИЗО под домашний арест. Следствие полагает, что акции предприятий БашТЭКа (позже преобразованы в «Башнефть») не только были незаконно изъяты из собственности государства, но и куплены по заниженной цене. Утверждается, что «Система» не доплатила 500 миллионов долларов.

Настаивая на сохранении Евтушенкову ранее избранной меры пресечения, следователь сообщил, что в сделке по покупке акций «Башнефти» помимо Левона Айрапетяна принимали участие заместитель председателя совета директоров АФК «Система» Александр Гончарук и старший вице-президент, руководитель корпоративного управления компании Сергей Дроздов. Первый после ареста Евтушенкова уехал в отпуск, второй отправился на лечение за границу.

«Евтушенков, Гончарук, Дроздов, а также Айрапетян и другие лица организовали заключение договоров, в соответствии с которыми «Система» стала единоличным владельцем акций», — озвучил следователь Весельев формулу обвинения. Он отметил, что сделка была «проведена по заниженной стоимости, имущество незаконно было изъято из собственности республики и подлежало передаче РФ».

Он напомнил, что в ходе следствия Владимир Евтушенков вину не признал. «Тем не менее, он подтвердил, что ему было известно об арбитражных решениях о передаче акций в доход государства, и сообщил о проведении переговоров с Рахимовым», — сказал следователь. Он утверждал, что, если Евтушенкова отпустить на волю, он может использовать свое влияние и значительные финансовые ресурсы для того, чтобы оказать давление на свидетелей и на суд. Также есть вероятность, что он скроется.

Следователь рассказал, что СК необходимо время для того, чтобы допросить лиц, располагающих сведениями о совершенном преступлении, сотрудников АФК «Система», и получить ответы на запросы об оказании правовой помощи из других стран.

Следователь передумал

При этом Алексей Весельев просил сохранить ранее установленные Евтушенкову Басманным судом запреты и ограничения: покидать дом без разрешения следователя, общаться с иными лицами, кроме близких родственников, представителей следствия, адвокатов и сотрудников ФСИН, получать и отправлять почтовую корреспонденцию, а также пользоваться любыми средствами связи, включая Интернет. Ему также не разрешены прогулки.

Интересно, что ранее, 24 сентября, при рассмотрении в Мосгорсуде апелляции защиты на арест Евтушенкова тот же следователь Весельев просил смягчить условия домашнего ареста и позволить Евтушенкову ходить на работу, общаться с сотрудниками АФК «Система», а также получать и отправлять почту.

Сегодня сыщик пояснил, почему теперь он не просит об этих послаблениях. По его словам, в сентябре у следствия были опасения, что отсутствие Евтушенкова на рабочем месте «приведет к массовым увольнениям». Но время показало, что «Система» успешно работает под руководством президента компании Михаила Шамолина, и ничего страшного не произошло.

«Следствие продолжается, устанавливаются новые обстоятельства, поэтому утверждения адвокатов, что без Владимира Петровича все рухнет, не соответствуют действительности», — резюмировал Весельев.

Адвокаты предпринимателя Александр Гофштейн и Владимир Козин просили судью отклонить ходатайство следствия. В этот раз защита не стала предлагать за предпринимателя залог в 300 миллионов рублей, который был заявлен в конце октября. Вместо этого адвокаты сосредоточились на голословности доводов следствия, поведали об успехах АФК «Система» в бизнесе и рассказали о том, к чему привел арест Владимира Евтушенкова.

Доводы защиты

Так, Александр Гофштейн настаивал, что запрет общаться с кем бы то ни было, кроме определенного круга лиц, а также получать и отправлять почтовую корреспонденцию нарушают конституционное право его клиента на защиту, которое «не подлежит ограничению ни в условиях чрезвычайного положения, ни в условиях войны».

«Кто может его лишить права отправить жалобу в суд, получить по почте повестку? — заявил адвокат. — Почему? Совершенно непонятно. Ведь почта — основной способ общения с органами суда и следствия. Несуразность ограничений понятна не только защите, ее хорошо осознают и сотрудники следственных органов, которые представляют государство». Адвокат обратил внимание суда на непоследовательность СК относительно режима содержания обвиняемого.

По мнению Гофштейна, опасения, что Евтушенков может скрыться или оказать давление на свидетелей, «нереальны» и ничем не подтверждены. «Если он знал о следствии с апреля, чего же он не убежал? — задал вопрос защитник. — По логике следствия он должен был скрыться, почувствовав опасность. Но он, наоборот, проявил себя законопослушным гражданином и являлся на допросы. Это говорит о том, что это заявление о риске побега носит декларативный характер». Адвокат отметил, что «тяжесть приписанного Евтушенкову криминала» не может служить основанием для продления срока домашнего ареста. Он высказал мнение, что после решения арбитража, который 30 октября вернул в собственность государства 71% акций «Башнефти», опасения следствия были фактически «сведены к нулю».

«Я прошу в удовлетворении ходатайства отказать», — закончил свое выступление защитник.

Про успехи «выдающейся личности»

В свою очередь другой адвокат Евтушенкова Владимир Козин назвал своего клиента «выдающейся личностью» и человеком, который «сделал для людей и страны много хорошего». Защитник рассказал, что в АФК «Система» трудятся более 200 тысяч человек, она обслуживает более 10 миллионов потребителей в таких областях как промышленость, торговля, масс-медиа, туризм. Совокупные активы компании на 30 июня этого года составляли более 45 миллиардов долларов. Кроме того, АФК «Система» содержит в стране 108 медицинских клиник, которые обслуживают 2 миллиона человек.

Защитник выразил опасения, что продление домашнего ареста будет иметь крайне негативные последствия как для компании, так и для страны, ведь корпорация является крупнейшим налогоплательщиком. Козин указал, что с момента начала домашнего ареста Евтушенкова компания фактически осталась без руководства, а стоимость акций АФК «Система» как на Московской, так и на Лондонской биржах снизилась более чем на 70%.

«Судьбы людей зависят от Евтушенкова. Продление срока домашнего ареста может негативно отразится не только на операционной деятельность АФК «Система», повлечь массовые увольнения сотрудников, неисполнение требований кредиторов и, как следствие, банкротства, неуплату платежей в бюджет», — сгущал краски защитник. Козин выразил опасения, что последствия «для компании и для страны в целом могут быть чудовищными», и призвал судью «правильно понять и оценить всю ответственность».

Его последний аргумент сводился к тому, что нахождение Евтушенкова в условиях изоляции от общества пагубно сказывается на здоровье арестованного. В подтверждение своих слов передал суду справки из медицинской клиники «Медси», в которой говорилось, что бизнесмену необходимы еженедельные лечебные и физиотерапевтические процедуры в условиях клиники.

В ответ следователь заметил, что следствие не отказывает Евтушенкову в посещении медицинского учреждения и в сентябре-октябре тот побывал там пять раз.

Немногословный фигурант

Сам Владимир Евтушенков был немногословен. Он отметил, что расследование дела длится уже 8 месяцев. «Находясь на свободе, я не собирался ни скрываться, ни оказывать давление. Я считаю, что говорить можно много, но своими словами я, к сожалению, не могут предрешить решение [суда, — BFM.ru])», — сказал предприниматель. — Я мог бы оказать больше пользы, работая, а не сидя дома», — добавил он.

Проведя в совещательной комнате полтора часа, судья Валентина Левашова просьбу следствия удовлетворила. Она назвала доводы следствия «обоснованными, конкретными и реальными». Защитники заявили BFM.ru , что не согласны с судебным актом и намерены его обжаловать в Мосгорсуде.