Верховный суд России сегодня отклонил жалобы трех крымских судей, кандидатуры которых забраковали при отборе для работы в судах полуострова. Основной причиной стал конфликт интересов, а именно наличие родственников, работающих в силовых структурах, нотариате или занимающихся частным предпринимательством.

Стоит отметить, что борьба с клановостью началась этой весной при отборе кандидатов в объединенный Верховный суд РФ. Тогда из 223 кандидатов был назначен всего 91. Причем многие служители Фемиды, трудившиеся ранее в Высшем арбитражном и в Верховном судах, не получили рекомендации для назначения только из-за наличия у них родственников в правоохранительной или судебной системе.

По тем же причинам Высшая квалификационная коллегия судей РФ на выездной сессии в Крыму, которая проходила с 23 сентября по 10 октября, не пропустила несколько сот кандидатов для работы в судах полуострова. (Всего заявки подавали около 700 служителей Фемиды на 509 рабочих мест).

Судьи, которые ранее работали в судебной системе Украины, а став гражданами РФ, рассчитывали продолжить карьеру в судебной системе РФ, обжаловали решение ВККС.

В общей сложности в Верховный суд России было подано 23 жалобы, 12 из которых были рассмотрены на минувшей неделе, накануне и сегодня.

В четверг в Верховном суде России решение Высшей квалификационной коллегии судей оспаривали трое судей полуострова: Виктория Докучаева, Григорий Исаев и Елена Киселева.

Первая хотела работать судьей Симферопольского районного суда, а двое последних — судьями Верховного суда Крыма.

Однако ВККС не пропустила их кандидатуры. У Докучаевой оказался родственник-предприниматель, у Исаева — жена нотариус.

10 лет правосудия по-украински

Елена Киселева около 10 лет проработала судьей Окружного административного суда республики Крым. Однако продолжить карьеру в Верховном суде полуострова ей помешало то, что ее брат трудится в Генеральной прокуратуре Украины, а муж — в Прокуратуре республики Крым. Этого оказалось достаточно, чтобы отказать в ее рекомендации на должность судьи Верховного суда полуострова.

Служители Фемиды сочли, что родственники-прокуроры могут вызвать конфликт интересов и повлиять на то, как Киселева будет вершить правосудие. 24 сентября ВККС вынесла отказное постановление.

В Верховном суде России Елена Киселева утверждала, что принятое решение являлось необоснованным, и никакого конфликта интересов в ее случае нет. Она просила отменить решение ВККС.

Как рассказала BFM.ru судья, после того как 21 марта в Крыму прошел референдум о независимости и полуостров стал частью РФ, все крымские судьи получили российское гражданство. «Нам, как и всем бывшим украинским госслужащим, не рекомендовали покидать республику во избежание возможных проблем, ведь в Украине могли посчитать, что мы совершили преступление, так как стали вершить правосудие именем РФ. К тому же как мы уедем на Украину с российскими паспортами?» — говорит она.

Прокуроры не друзья судьям

Сейчас Киселева считается лицом, замещающим должность судьи. По ее словам, вершить правосудие на русском языке ей не сложно. К тому же она еще застала те времена, когда законодательство Украины сильно напоминало законодательство РФ.

По мнению Киселевой, забраковав ее кандидатуру, квалификационная комиссия не учла тот факт, что она претендовала на работу в гражданскую или административную коллегию, а вовсе не в коллегию по уголовным делам, на работу которой мог бы повлиять муж или брат.

«Мой супруг — старший прокурор отдела, который осуществляет надзор за МВД, ФСКН и другими правоохранительными органами, — убеждала заявительница высшую судебную инстанцию страны. — Распределение его функциональных обязанностей никто не исследовал».

Истица отметила, что ее супруг надзирает за оперативно-розыскной деятельностью в Крыму, контролирует работу территориальных прокуроров, борьбу с незаконным игорным бизнесом.

К тому же «каждый второй в Крыму имеет родственников на Украине».

Она добавила, что на семинарах, организованных Верховным судом, крымских судей убеждали, что родственники в Украине не являются препятствием для их дальнейшей работы в судебной системе.

«Я считаю, что я имела право в дальнейшем осуществлять правосудие к Республике Крым, имея стаж работы и соответствуя всем критериям. Я внимательно изучала все законы, и не нашла каких-либо ограничений, которые бы мне не позволили получить рекомендацию», — сказала истица.

Широкое толкование

В свою очередь, представитель ВККС была с озвученными доводами не согласна. Она указала, что родственники в правоохранительной системе являются существенными препятствием для работы в суде субъекта РФ.

«Понятие конфликта интересов дано в законе «О статусе судей в РФ» и подлежит широкому толкованию в связи со сложившейся ситуацией в стране и в мире», — сказала она.

Представитель отметила, что в отношении каждого кандидата вопрос рассматривается индивидуально, после чего ВККС и принимает решение.

Она полагает, что наличие близких родственников-прокуроров «может являться основанием для возникновения конфликта интересов». Например, муж может участвовать в уголовном в процессе как должностное лицо и тогда судья не сможет вынести объективное решение.

Пробыв в совещательной комнате около получаса, судья Алла Назарова отклонила поданный иск. Аналогичное решение она вынесла и по заявлениям других кандидатов.

Рассмотрение еще двух аналогичных обращений было отложено. В частности, слушание по жалобе судьи Вадима Копиляна на решение ВККС перенесли на 14 ноября. На следующей неделе ВС рассмотрит иски еще девяти бывших украинских судей.

Покидая суд, крымские служители Фемиды признались, что пребывают в растерянности.

«Вероятно, придется заняться научной деятельностью. Что еще остается», — сказал Вадим Копилян.

Теоретически они могут попытать счастья при доборе на должности судей крымских судов, когда ВККС объявит конкурс на вакантные места. Однако когда это произойдет, никто не знает: формирование судебной системы полуострова еще далеко до завершения, да и вряд ли служители Фемиды изменят свое мнение по поводу возможного конфликта интересов.