Инструмент давления. Признает ли Москва выборы в ДНР и ЛНР
Пока российские официальные лица говорят об уважении, а не о признании выборов в самопровозглашенных республиках. Между тем в Раде зарегистрирован законопроект об утрате силы закона об особом статусе отдельных районов востока Украины
Читать на полной версииГлава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко готов встретиться с президентом Украины Петром Порошенко, однако сомневается, что к этому готов сам украинский лидер. «Я хотел бы установить партнерские отношения с Киевом, но это должны быть отношения двух равноправных партнеров», — сказал Захарченко после инаугурации.
Александр Захарченко также заявил, что судьбу соглашений об отводе тяжелой техники на 15 км решат переговоры министров обороны ДНР и Украины. Их начало, по словам, главы самопровозглашённой республики, ожидается 5 ноября. Он также сообщил, что руководство ДНР рассчитывает на экономическую помощь из России и других стран. «Абхазия, Приднестровье, Венесуэла и Куба нас поддержат экономически, надеемся, что Россия тоже», — заявил Захарченко.
А комментируя возможный отказ украинских властей от закона об особом статусе Донбасса, глава ДНР сказал, что это остается на совести Порошенко. О намерении отменить этот закон президент Украины объявил накануне.
Но если Донбасс даст задний ход в вопросе о выборах, то Киев готов принять новый закон о децентрализации, который предусматривал бы четкие границы районов с особым порядком местного самоуправления в строгом соответствии с минскими договоренностями. Порошенко не исключил даже создания в Донбассе свободной экономической зоны «со специальным режимом торговых отношений с Евросоюзом и Россией».
При этом советник президента Украины Олег Медведев заявил, что возможная отмена закона об особом статусе Донбасса не означает возобновления военной операции. В самопровозглашенных республиках утверждают, что спокойно отнеслись к решению Порошенко.
Как заявил глава Народного совета ЛНР Алексей Карякин, «этот закон нас все равно не устраивал, так что без проблем». И он категорически отказался от идеи дать задний ход в вопросе о выборах.
В свою очередь вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил о готовности к любым контактам с Киевом, но о политическом альянсе не может быть и речи.
Российский МИД заявил, что уважительно относится к состоявшемуся волеизъявлению и готов максимально способствовать диалогу Киева и представителей Донбасса.
В свою очередь генсек ООН Пан Ги Мун назвал выборы на юго-востоке «достойными сожаления и непродуктивными». Ни ЕС ни США выборы в Донбассе не признали.
Совет нацбезопасности США в своем заявлении не исключил новых санкций,- если не будут реализованы минские соглашения. В заявлении также говорится о передвижении российских войск к границе с Украиной, но дополнительных сведений в поддержку этого тезиса не появилось. Прокомментировала выборы и официальный представитель Госдепа Дженнифер Псаки .
Дженнифер Псакипредставитель Госдепа США«США осуждают и не признают так называемые «выборы» в восточной Украине, так же как и каких-либо лидеров, избранных в результате этого незаконного голосования. Мы приветствуем заявления ЕС, ООН, Франции, Германии и других сторон, которые не признали эти незаконные и нелегитимные действия. Если Россия решит признать результаты так называемых выборов, это приведет лишь к дальнейшей изоляции страны».
Ранее представитель Белого дома Марк Строх заявил что «единственные законные местные выборы на востоке Украины будут проведены 7 декабря, как предписано законом о специальном статусе, подписанным президентом Порошенко...».
Андрей Суздальцевзаместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики ВШЭ, эксперт по странам СНГ«С российской стороны есть внутренняя логика. Есть очень простая причина — любые выборы — это очень мощный инструмент, который можно активно использовать в политических действиях. Россия не признала выборы, а просто уважила выбор населения Донбасса. А признание выборов фактически означает признание самих республик. То есть у нас появилась такая кнопка, которую мы можем нажать, если нам что-то не понравится в отношении с Западом и Украиной. Тут можно провести аналогии с событиями августа 2008 года. Это прекрасно поняли и на Украине и на Западе. То есть мы получили некий инструмент давления. Что касается заявлений Киева о том, что не соблюдаются минские соглашения, то это звучит несколько анекдотично, поскольку продолжаются обстрелы самопровозглашенных республик».
Признает ли Москва выборы в ДНР и ЛНР, учитывая, что Евросоюз, США и ООН говорит о том, что они противоречат минским договоренностям? Теперь всё, скорее всего, будет надолго оставаться в подвешенном состоянии, считает профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич.
Юлий Нисневичпрофессор Высшей школы экономики, доктор политических наук«Позиция Запада заключающаяся в том, что выборы противоречат минским договоренностям, абсолютно адекватна. В данной ситуации Россия попала в некое двусмысленное положение. Если Москва официально признает выборы, то можно не сомневаться, что последует вторая волна санкций. Позиция России выглядит несколько странной, хотя специалисты по дипломатическим отношениям говорят, что она приблизительно такой и будет. Пока нет официального заявления руководства России, есть только заявление МИДа о том, что выборы состоялись. Ситуация такова, что занята выжидательная позиция. Но как из этой ситуации Москва выпутается, мне, честно говоря, непонятно».
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что в диалоге между Россией и Евросоюзом должно оставаться место для урегулирования украинского кризиса. «Слова Москвы сильно отличаются от наших. Для нас это голосование нелегитимно. Но, с другой стороны, в России говорят об «уважении», а не о «признании», и это может дать пространство для маневра», — сказала Могерини. Она отметила, что санкционная политика остается в повестке министров иностранных дел ЕС.