Финтех - как объект для инвестиций
Стоит ли вкладываться в стартапы, развивающие новые финансовые технологии. Какой отдачи можно ждать от таких инвестиций. А также новые финансовые технологии в области традиционных банковских услуг и чем является финтех для розничных банков - угрозой или перспективой. Разбирались Владислав Солодкий, управляющий партнер венчурного фонда Life.SREDA и Денис Самсонов, ведущий программы «Деньги Будущего».
Читать на полной версииГотовясь к разговору, я полистал американскую финансовую прессу и нашел даже немного удивительную для российской компании положительную оценку и положительные упоминания твоего нового фонда. Когда ты ходишь к своим потенциальным инвесторам, что ты им обещаешь? Например, в терминах возврата инвестиций.
Если говорить о доходности первого фонда, я не могу озвучить точную цифру, так как связан договоренностями с его акционерами, но она превышает в несколько раз доходность по традиционным депозитам. Если же говорить о целевой доходности второго фонда, то нижняя граница для нас стоит на уровне 20% годовых, и при реализации нормального сценария, который мы закладываем в развитие этого портфеля, находится на уровне 40% годовых, что не является на самом деле какой-то выдающейся цифрой по сравнению с тем, как растет fintech-направление в целом в мире, потому что оно развивается удвоенными суммами каждый год.
Объем второго фонда составит 100 миллионов долларов против 40 миллионов долларов в первом фонде, и средняя сделка составит от 7 до 10 миллионов долларов. Таким образом, на выходе мы собираемся проинвестировать от 10 до 15 стартапов стадии b, c, d, то есть это уже зрелые стартапы, в которых минимум рисков, у них несколько акционеров, в том числе такие крупнейшие компании, как Groupon, American Express, Rocket Internet и прочие глобальные публичные компании и фонды, которые показывают своим присутствием, что это стоящий актив.
На втором месте будут идти сотовые операторы, которые по всему миру перестали расти так экстенсивно, как делали это раньше. Они создали уже большие абонентские базы, и доход с одного клиента уперся в потолок, и каждая из этих компаний ищет новые источники дохода для собственных акционеров, и финансовая отрасль является вполне логичным ответом на то, где же зарыты будущие прибыли и дивиденды. Соответственно, вкладываясь в финансовые мобильные сервисы, эти компании убивают двух зайцев: во-первых, они не уходят за пределы мобильного телефона, во-вторых, финансовые услуги гораздо более маржинальные, чем услуги из других секторов.
На третьем месте находятся игроки из ритейла. К примеру, 10% ежегодной выручки такого гиганта, как Starbucks, приходится на финансовые мобильные приложения, а не на новый вид пончиков или кофе, как вы могли бы подумать. Если говорить о том, вкладывают ли банки все-таки в своих конкурентов в виде финансовых онлайн-стартапов, то да, вкладывают: для них это возможность самим не создавать новые продукты, а сэкономить себе время и деньги, инвестируя вместе с Life.Sreda в новые сервисы, которые можно будет вывести на свой рынок и текущую клиентскую базу.
Андрей Романенкооснователь Qiwi«Безусловно, я очень внимательно слежу за этим направлением [fintech] и считаю его интересным. Оно имеет огромную пользу для реализации новых идей. Причем этот рынок очень потенциально огромен как в рамках сегмента B2B, так и в B2C. Мне как инвестору интересен, конечно, больше всего сегмент B2C. Совсем недавно мы не могли себе представить, что, имея просто телефон в руках, по дороге домой или на работу ты сможешь что-то купить, оплатить или сделать денежный перевод, заказать ужин или билет на самолет, потому что все сейчас переходит в мобильное устройство, и тот, кто будет способен на большой прорыв в «мобиле», тот и сможет выиграть этот рынок. Лично я верю в переход всего, как сервисов, так и любых финансовых инструментов, именно в мобильные телефоны, в минимизацию участия человека в процессе оплаты и выбора и максимально бесконтактные технологии».
Виктор Верновгенеральный директор компании Лайф Факторинг«Если говорить о таком понятии, как онлайн-факторинг, то это отражение той технологической революции, которая происходит, пусть и не очень заметно, в настоящий момент. Большая часть факторинговых операций связана со значительным документооборотом. Весь оборот, связанный с бумагами, несет в себе риски. Система онлайн-факторинга решает эту задачу, и достаточно просто — через систему электронного документооборота, когда посредством электронной подписи наши контрагенты могут достаточно удобно и быстро прямо из своей системы подтверждать накладные. По большому счету, для них это решает несколько задач сразу: получить достоверные данные по своей отчетности и иметь возможность финансировать, буквально не выходя из офиса. Для нас это возможность работать в рамках облачных технологий, не забивая склады накладными и бумагами, и, по большому счету, стать финансовым сервисом, который работает именно в электронных каналах. Эта инновация, на наш взгляд, будет распространяться по рынку и проникать все глубже и глубже. Но те компании, которые эту технологию освоят первыми, скорее всего, получат от этого наибольшую выгоду, лояльных клиентов, для которых это тоже полезная вещь, и, естественно, большую долю рынка».
Аудизаписи интервью вы можете прослушать
часть первая
часть вторая