Экономика Рунета пока растет, но может замедлиться. Причем очень сильно
Эксперты дают неутешительный прогноз — снижение темпов роста интернет-отрасли и связанных с ней секторов экономики, нехватка инвестиций и падение покупательской активности пользователей
Читать на полной версииОбъем интернет-рынков и рынка электронных платежей в России в 2013 году в совокупности составили 1,6% ВВП страны. Такие данные обнародовали сегодня на презентации исследования «Экономика Рунета 2013-2014», которое было организовано Ассоциацией электронных коммуникаций (НП «РАЭК») и Национальным исследовательским университетом – Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).
По данным исследования, объем интернет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2013 года 750 миллиардов рублей. Объем рынка электронных платежей — 350 миллиардов. В совокупности это эквивалентно 1,6% годового ВВП России.
Эксперты прогнозируют, что в 2014 году рост этих сегментов составит 30% по сравнению с объемом прошлого года, что значительно больше среднего роста экономики страны в целом. В то же время, авторы исследования отметили тенденцию к замедлению — год назад рост составлял 31%. Объем экономики интернет-зависимых рынков в 2013 году составил более 6,7 миллиарда рублей, то есть около 10% ВВП страны.
Но даже цифра в 30%, по сути, не отражает истинного положения дел. Прогнозный рост, во-многом, связан с понижением курса рубля.
«В валюте, по некоторым сегментам, может быть отрицательный прогноз», — отметил главный аналитик РАЭК Карен Казарян.
В целом, прогноз на 2014 год неутешительный. Эксперты ожидают серьезного замедления нескольких рынков, в первую очередь рекламного, нехватки инвестиций, а также снижения покупательской активности пользователей. В условиях экономического спада многие субъекты интернет-индустрии вынуждены будут объединяться и консолидироваться.
Авторы исследования выделяют четыре возможных сценария развития отрасли на ближайшие три года.
Инновационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 35—40%.
Стабилизационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 15—20%.
Негативный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 6—10%.
Сценарий — глобальный кризис: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 3—6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах (например, электронная коммерция), ситуация кризиса 2008—2009, когда интернет-индустрия Рунета росла на фоне общего снижения, не повторится.
Специалисты РАЭК считают, что от инновационного (в 2013 году) сценария отрасль перешла к стабилизационному и, скорее всего, на нем и зафиксируется. При этом, авторы исследования констатируют, что интернет-бизнес все активнее старается влиять на формирование нормативной базы и российских законов.
«Интернет-отрасль поняла, что нельзя находиться в состоянии пассивного наблюдения. Нужно активно включаться в процессы законотворчества. Новая парадигма российского законотворчества должна смениться с охранительно-запретительной на инновационно-стимулирующую», — считает директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Основные показатели по отрасли выглядят так:
Рынок мобильной разработки составляет 21 миллиард рублей, прогнозный рост — 19%. В сфере индустрии рекламы и маркетинга наиболее активно растут контекстная реклама — объем за 2013 год 57 млрд руб. при росте 52% (прогноз на 2014 год 28%) и видеореклама —2,9 млрд руб. при росте в 67% (прогноз на 2014 год — 50%). Объем рынка медийной рекламы составил 23 млрд руб. Этот сегмент вырос на 20% по сравнению с 2012 годом. Эксперты ожидают, что в текущем году рост составит 7%.
Довольно активно растет рынок онлайн-туризма — в 2013 году он увеличился на 27% (до 195 млрд руб.), а в 2014 году рост может составить 45%. Объем интернет-торговли достиг 368 млрд руб., электронных платежей — 350 млрд руб.
Рынок продажи цифрового контента (видео, музыка, книги) в Сети пока еще невелик — 5,8 млрд руб. Согласно результатам исследования, более 50% пользователей Рунета активно потребляет такой контент. При этом, почти 70% из них не способны отличить легальную продукцию от пиратской, а платить за легальные цифровые товары готовы лишь 12% россиян. Рынок продажи игр составил 35 миллиардов и по прогнозу вырастет в течение 2014 года на 22%.
Чаще всего такие покупки совершаются с персонального компьютера или ноутбука (57%), на втором месте мобильные устройства (34%). Контент со Smart-TV приобретали только 5%.
По прогнозам экспертов, в случае экономического спада и снижения уровня жизни населения россияне активно начнут искать бесплатные альтернативы платному контенту, не особо переживая при этом по поводу законности таких действий.