В Париже в субботу состоялась церемония открытия памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II. В ней принял участие создатель монумента, президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Статуя установлена рядом с Собором Парижской Богоматери в сквере, который носит имя другого понтифика — Иоанна XXIII.

Трехметровую бронзовую скульптуру Церетели подарил польской общине уже давно, но установить полуторатонного Папу парижская префектура разрешила только теперь.

Польская община получила памятник в дар четыре года назад и теперь заплатит только за установку монумента. Само изваяние, по экспертным оценкам, может стоить 300 тысяч евро. Народный художник России Василий Нестеренко считает, что это победа нашего искусства и подарок российской дипломатии.

Василий Нестеренконародный художник России«Он будет вписываться в окружающую среду, и здесь не стояла задача сделать что-то сверхмонументальное. Размеры памятника продиктованны окружающей архитектурой. Поэтому, я думаю, что монумент будет органично вписываться».

Иоанн Павел II работы Церетели во Франции уже есть: восемь лет назад в Плоэрмеле установили восьмиметровый монумент российского скульптора. Его работы можно найти и в Нью-Йорке: перед ООН стоит Георгий Победоносец, убивающий дракона, чье тело сделано из ракет.

Впрочем, к признанию в среде историков искусств эта география не имеет никакого отношения, рассказал Business FM галерист Марат Гельман.

Марат Гельмангалерист«Буквально три дня тому назад был в городе Бари в Италии, и там напротив храма, немножко в стороне, тоже стоит памятник святому Николаю — это работа Церетели. То есть, я думаю, что Зураб Константинович решил такими подарками добыть себе место в истории искусства, но мне кажется, что в реальности он попадет в Книгу рекордов Гиннесса как человек, у которого больше всего памятников в разных местах. Однажды я видел у него там 5 тысяч картин, у него есть список людей, кому он их должен подарить. Президентам и так далее. То есть это стратегия человека, таким образом он хочет попасть в историю, и он действительно попадет».

Зенит славы Церетели пришелся на лужковскую эпоху. Работы скульптора повсеместно украшали московские пейзажи, стабильно вызывая обвинения в гигантомании. В 2007 году в музее актуального искусства начали собирать деньги на демонтаж произведений Церетели. 17 лет назад появился Петр Первый (пресса утверждает, что это переработанный Колумб, которого художник тщетно пытался продать США и Латинской Америке). В день снятия Лужкова Марат Гельман предложил памятник снести, инициатива перевезти Петра в другое место обсуждалось всерьез, но в итоге памятник остался на месте.