Генпрокуратура считает, что при приватизации «Башнефти» были выявлены существенные нарушения: имущество отчуждалось помимо воли РФ. В поддержку действий надзорного ведомства выступает глава Башкирии Рустэм Хамитов. По его словам, «республику при приватизации компании просто надули». Теперь же время вернуть активы в госсобственность — восстановить справедливость.

Хотя еще в августе Хамитов говорил, что приватизация «Башнефти» не подлежит пересмотру: «Все процессы прошли давным-давно. Даже гипотетически это трудно себе представить».

В свою очередь руководитель президентской администрации Сергей Иванов согласился, что ситуация вокруг «Башнефти» и дело Евтушенкова плохо влияют на инвестклимат. Надо быстрее с этим делом к какому-то берегу причаливать», — отметил Иванов.

Ну и, наконец, заявление Владимира Путина о том, что итоги приватизации незыблемы, однако у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы по какому-либо из эпизодов.

Инвестклимат действительно не улучшается. Плюс ко всему прочему гибель Кристофа де Маржери. На таком фоне еще и деприватизация.

Михаил Виноградовполитолог«Сигналы за эти месяцы были достаточно разные. Было смягчающее заявление главы администрации президента Сергея Иванова. Но все-таки, если у властей были намерения как-то смягчить эту акцию, то эти возможности были. Пока я признаков смягчения не наблюдаю, хотя, как правило, такие решения принимаются внезапно».

Общественная Палата Башкирии подсчитала, что чистый доход «Башнефти» в прошлом году составил около 60 млрд рублей. Если региону отдать хотя бы блокирующий пакет, получится минимум 20 миллиардов. Правда, здесь есть проблема — если компанию полностью вернуть не в региональную, а в федеральную собственность, то как тогда быть?

Свою заботу об интересах государства обозначил и Следственный комитет, потребовавший взыскать с АФК «Система» — основного акционера «Башнефти» — 190 млрд рублей. Однако суд отклонил это требование — СКР не уполномочен обращаться в арбитраж.

Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании «Тэкс Консалтинг Ю Кей»«Это только первое судебное разбирательство, поэтому никаких решений выноситься не будет, это факт. Думаю, что и до конца года ничего решено не будет. Хорошо, если в следующем году это все устаканится. Дело, конечно, знаковое. Я не припомню разворот приватизации по столь крупным активам. Это дело привлечет к себе большое внимание. Но чем дольше оно будет длиться, тем будет хуже».

Скорее всего, на первом этапе серьезных решений не будет — суд будет продолжительное время разбираться с аргументами. Ну а затем — исходя из обстановки. Скорее всего, окончательного решения по всем этим вопросам нет. Сейчас много дел и без Евтушенкова и «Башнефти». Впрочем, казне нужны деньги — 20 млрд рублей в год — и это только для развития Башкирии.