Глобальные производители алкоголя столкнулись с целым коктейлем проблем. Продажи сокращаются во всем мире, и надежд на восстановление пока нет. Невольная «эпоха трезвости» наступила сразу на трех крупнейших алкогольных рынках — Западной Европы, Восточной Европы и Азии. И хотя снижение продаж в каждом случае вызвано собственными причинами, производителям алкоголя от этого не проще.

Например, на крупнейшем алкогольном рынке Азии — в Китае — потребители стали меньше пить из-за проводимой в стране антикоррупционной кампании. Излюбленные подарки бизнесменов и чиновников — шампанское, виски и коллекционные вина — больше не в почете, и деловая элита страны теперь всячески старается демонстрировать скромность. На таком фоне британский производитель виски Diageo, французский производитель коньяка Remy Cointreau и производитель роскоши Louis Vuitton сообщили о падении продаж большинства своих брендов на 4-12%.

В Западной Европе упало потребление ликеров. Производители винят в этом проводимую некоторыми странами политику по сокращению расходов бюджета, внешнеполитическую напряженность из-за событий вокруг Украины и низкий уровень потребительской уверенности.

Похожими «симптомами» страдает и Восточная Европа. Крупнейший алкогольный рынок Восточной Европы — Россия — оказался под дополнительным давлением из-за падения курса рубля. Согласно данным Росстата, впервые за последние годы уменьшились реальные доходы россиян. Из премиального алкоголя Россия самодостаточна лишь в производстве водки. Другие элитные напитки — виски, вина, коньяки — в страну экспортируются из-за рубежа, и объемы экспорта тесно коррелируют с валютными курсами. Кто и какие конкретно марки алкоголя экспортирует в Россию и как эти компании себя чувствуют на фоне войны санкций — в галерее BFM.ru.

КОМПАНИЯ: Diageo

ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТИРУЕМЫЕ В РОССИЮ БРЕНДЫ: виски Bushmills и ром Captain Morgan

Исходя из данных таможенной статистики, в прошлом году Diageo увеличил объемы экспорта алкоголя в Россию примерно на 8% с 1,2 миллиона до 1,3 миллиона декалитров (дал). Основной рост пришелся на виски. Этот год оказался для компании менее успешным. Как отмечено в отчетности, продажи ее восточно-европейского дивизиона за последний квартал упали на 1,4% (конкретную статистику по России компания не раскрывает).

«Мы столкнулись с целым рядом сложностей при работе на всех развивающихся рынках, однако по-прежнему верим в их потенциал и то, что в долгосрочной перспективе ситуация улучшится, поэтому продолжим инвестировать в укрепление стоимости наших брендов», — прокомментировал глава компании Иван Менезис.

Бывший глава Diageo Group, North America Пол Клинтон. Фото: Peter Morgan/Reuters

КОМПАНИЯ: Bacardi

ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТИРУЕМЫЕ В РОССИЮ БРЕНДЫ: виски Dewar, вермут Martini

В отличие от Diageo, Bacardi — частная компания и почти не публикует информацию о своем бизнесе. Однако, как следует из данных российской таможенной службы, со снижением продаж на местном рынке она столкнулась еще в прошлом году. Реализация ее продукции в России тогда упала сразу на четверть до 0,6 миллиона дал. Впрочем, Россия никогда не играла особой роли в бизнес-модели компании; на местный рынок приходилось менее 7% продаж.

Стенд компании Bacardi во время выставки Tax Free World Association в Каннах. Фото: Eric Gaillard/Reuters

КОМПАНИЯ: Pernod Ricard

ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТИРУЕМЫЕ В РОССИЮ БРЕНДЫ: виски Chivas

Как и у Bacardi, продажи Pernod Ricard в России продемонстрировали снижение еще в прошлом году. Тогда реализация виски компании упала на 15% до 0,5 миллиона дал. Динамику продаж в этом году по России компания не раскрыла.

Но помимо сложностей в России Pernod Ricard больше волнуют рынки Западной Европы и Китая. Там одновременно упал спрос на флагманские продукты компании — коньяк Martell и водку Absolut. «Состояние рынков оказалось намного хуже, чем мы ожидали», — признался глава компании Александр Рикард. Производитель алкоголя сократил 900 сотрудников и намерен и дальше урезать штат.

Александр Рикар, заместитель гендиректора французской компании Pernod Ricard. Фото: Philippe Wojazer/Reuters

КОМПАНИЯ: Remy Cointreau

ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТИРУЕМЫЕ В РОССИЮ БРЕНДЫ: бренди St Remy

О падение выручки в первом полугодии 2015 года объявил и французский производитель крепкого алкоголя Remy Cointreau. Доходы производителя коньяка за последние три месяца уменьшились на 5,7% до 602 миллионов долларов. Главная причина этого — снижение доходов в США, где у компании истек договор дистрибуции с местным партнером. Продажи основного бренда компании, коньяка Martin Remy, и вовсе снизились на 11%. Двузначное сокращение доходов продемонстрировал и российский дивизион компании.

Спасти Remy Cointreau от большего падения доходов помог бизнес по производству ликеров и дистрибуции напитков партнеров, реализация которых увеличилась на 9%. Иронично, что некоторый вклад в этот рост внесла водка «Русский стандарт», дистрибьютором которой является французская компания.

Жан-Мари Лаборд, генеральный директор французской компании Remy Cointreau. Фото: Philippe Wojazer/Reuters

КОМПАНИЯ: Brown Forman

ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТИРУЕМЫЕ В РОССИЮ БРЕНДЫ: виски Jack Daniels

Едва ли не единственный производитель алкоголя, который представил сильные финансовые показатели за последнее время, — американский Brown Forman. Производитель виски и вина смог нарастить выручку на 3% до 921 миллиона долларов; и прибыль на 5% до 150 миллионов долларов. Помогли ему в этом развивающиеся рынки, в том числе и Россия. На сколько конкретно выросли в стране продажи, компания не раскрыла, но уточнила, что на всех развивающихся рынках продажи продемонстрировали рост, выражаемый двузначными показателями.

Однако в следующем квартале вклад России в бизнес компании будет близок к нулю. В конце августа Роспотребнадзор запретил Jack Daniels Tennessee Honey к продаже в стране из-за отсутствия на бутылках информации о сроках выдержки вискового дистиллята, из которого изготовлен напиток, и повышенного содержания некоторых веществ «несвойственных виски».

Джефф Арнет, мастер-дистиллер компании Brown Forman. Фото: Charles Platiau/Reuters