Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко перед столкновением с самолетом Falcon главы нефтяной компании Total отстал от основной колонны спецтехники из-за того, что на поле задел днищем какой-то предмет. Защитник пока единственного подозреваемого полагает, что диспетчер мог не заметить, что одна из снегоуборочных машин все еще на поле, и дал самолету команду на взлет.

Такую версию высказал сегодня в эфире радиостанции «Эхо Москвы» адвокат Мартыненко Александр Карабанов. Он также считает, что в будущем виновника аварии может ждать многомиллиардный иск. Именно поэтому аэропорт не заинтересован в том, чтобы виновными были признаны диспетчеры, полагает он. Вместе с тем, по мнению защитника, именно они должны отвечать за случившееся.

Первоначально брифинг с участием адвоката должен был состояться в 10 часов утра в пресс-центре еженедельника «Аргументы и факты». Ожидалось, что в мероприятии примут участие и родственники водителя снегоуборщика. Однако ночью издание уведомило защитника подозреваемого о том, что не может предоставить им свою площадку по «техническим причинам». Александр Карабанов усмотрел в этом происки Следственного комитета. Пресс-конференцию взялась провести радиостанция «Эхо Москвы». Из близких задержанного туда никто не пришел.

Добропорядочный работник

Александр Карабанов как мог старался реабилитировать своего подзащитного. Он охарактеризовал Мартыненко как ответственного и добропорядочного сотрудника, который трудился во Внуково около десяти лет и, по словам членов его семьи, «очень дорожил своей работой». «Никаких проблем у него не было», — сказал Карабанов. Защитник в который раз заверил, что в момент аварии его клиент был трезв и сразу после нее прошел медицинское освидетельствование. И если бы у следователей закрались какие-то подозрения насчет его адекватности, они вряд ли стали бы проводить с ним какие-то следственные действия после катастрофы, сказал он. При этом юрист добавил, что Мартыненко принимал спиртосодержащие капли для сердца.

Инцидент на поле

Защитник рассказал, что за несколько минут до аварии водитель снегоуборщика следовал по летному полю на снегоуборочной машине в колонне спецтехники. Там Мартыненко «чиркнул» днищем своей машины о какой-то предмет. Он остановился на 30-40 секунд и сообщил об инциденте по рации главному инженеру, который вел колонну.

«Лично моя версия, что, когда основная колонна ушла со взлетной полосы, диспетчер не заметил, что за ней на несколько метров отстала одна машина. Он не видел и дал команду (самолету) взлетать», — предположил Карабанов.

Он считает, что именно авиадиспетчер должен нести ответственность за случившееся. Кроме того, следователям стоит допросить главного инженера, который по радиосвязи дал указание Мартыненко догонять колонну. «Мы будем ходатайствовать, чтобы эту запись изъяли, чтобы узнать, какое указание получил Мартыненко», — заявил защитник.

Кто ответит на многомиллиардный иск?

Карабанов не смог ни подтвердить, ни опровергнуть появившуюся в некоторых СМИ информацию о том, что в крови Мартыненко обнаружили 0,6 промилле алкоголя и что он будто бы прятал в термосе коньяк. На вопрос журналистов о том, как бы он мог прокомментировать эти сведения, он сказал: «А некоторые СМИ писали, что Мартыненко умер».

Защитник отметил, что против водителя снегоуборщика выступает «огромная корпорация с огромным ресурсом», по всей видимости, имея в виду аэропорт. Он прогнозирует, что в будущем к виновнику аварии предъявят многомиллиардный иск и поэтому аэропорт Внуково не заинтересован, чтобы вину возложили на диспетчеров.

«После возбуждения уголовного дела последует многомиллиардный иск. Если будет установлено, что виноват диспетчер, то иск будет предъявлен к аэропорту», — сказал юрист.

В то же время, по словам Карабанова, если будет доказано, что виноват водитель снегоуборщика, то иск будет адресован Мартыненко.

Защитник предположил, что аэропорт Внуково и компания, в которой работал Мартыненко, могут постараться «оградить себя от угрозы подобного иска», задействовав «административные ресурсы». Именно поэтому, по мнению адвоката, предприятие, в котором работает задержанный, в настоящее время пытается устранить «неточности и шероховатости».

Самолет Falcon с главой крупнейшей нефтяной компании Франции Total Кристофом де Маржери разбился во Внуково в ночь на 21 октября, столкнувшись со снегоуборочной машиной, которой управлял Владимир Мартыненко. Трое членов экипажа и высокопоставленный пассажир погибли. По факту крушения бизнес-джета было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Она предполагает лишение свободы на срок до 7 лет.

Официальный представитель СКР Владимир Маркин вскоре после аварии заявил, что водитель снегоуборочной машины был пьян.

«Абсурдное» обвинение

Первый канал сегодня показал кадры с допроса Мартыненко. Водитель снегоуборщика заявил, что в условиях плохой видимости (ночью шел мокрый снег) он «потерял ориентир и сам не заметил, как выехал на взлетную полосу». «Самолет шел на взлет, я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает... И даже ни фонарей, ничего не было... Ну не видел я. И получился удар», — сказал задержанный.

Басманный суд в ближайшее время должен рассмотреть вопрос об аресте первого подозреваемого в этом громком деле. Защита будет просить оставить Мартыненко на свободе. «Мартыненко не может быть арестован. Он пенсионер, общественно не опасен, подозревается в неумышленным преступлении, его вина еще не доказана, он не судим. Абсолютно несправедливо было бы помещать его в СИЗО», — считает Карабанов.

Он также считает «абсурдным» то, что Мартыненко могут предъявить обвинение по статье 263 УК в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, так как водитель снегоуборщика не сидел за штурвалом самолета. «Мартыненко не является водителем воздушного судна. Меня эта ситуация настораживает и удивляет», — сказал адвокат, отвечая на вопрос BFM.ru.

Между тем сегодня для участия в расследовании авиакатастрофы в Москву прибыли французские эксперты. Во Франции по факту гибели главы Total возбуждено дело по статье «непредумышленное убийство». В составе делегации шесть человек: три представителя французского бюро по расследованию авиапроисшествий, эксперт фирмы-разработчика самолётов Falcon и два сотрудника авиакомпании, которой принадлежал бизнес-джет. Комиссия с участием специалистов Межгосударственного авиационного комитета в присутствии следователя извлекла информацию с «черных ящиков».