Авиакатастрофа во «Внуково». Возможные причины трагедии и первая реакция экспертов
В СКР не исключают новых задержаний в рамках дела о гибели главы французской компании Total. Приоритетная версия следствия о причинах случившегося — человеческий фактор
Читать на полной версииВ Следственном комитете России не исключают новых задержаний в рамках дела о гибели главы французской компании Total. Напомним в ночь с понедельника на вторник самолет Falcon, на борту которого находился президент одного из крупнейших нефтяных концернов Кристоф де Маржери, столкнулся во «Внуково» со снегоуборочной машиной. Бизнесмен и еще три члена экипажа погибли.
Самолет разбился от столкновения со снегоуборочной машиной. Глупо — это первая реакция опрошенных. А дальше анализ: эта трагическая глупость имела место в аэропорту, который обслуживает рейсы первых лиц, борт вылетал из терминала, который встречает и провожает самолеты «Газпрома», «Роснефти» и богатейших людей всего мира, посещающих Москву.
Причем терминал — это лишь вопрос комфорта. Вышка с диспетчером обслуживает и регулярные, и чартерные рейсы, и полеты бизнес-джетов. Вот, что рассказал Business FM директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов.
Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Сама полоса находится в ведомости Минтранса. Как только самолет покинул стоянку бизнес-терминала, его ведет диспетчер, который находится на вышке аэропорта, то есть диспетчер является сотрудником Минтранса. Это госслужащий. Вместо этого маленького джета вполне мог оказаться огромный Airbus, везущий четыре сотни ни в чем не повинных людей, которые в этом случае тоже бы погибли. Эта система никуда не годится. Эта система, при которой никто никогда ни за что не отвечает. В который раз уже гибнут люди, и никто за это не ответит опять. Почему аэропорт сейчас возобновил работу? Уже убедились, что это безопасно? Всех пьяных отловили и убрали?»
«Такое раздолбайство, что слов нет», — так отреагировал на аварию во Внуково замглавы Минтранса Валерий Окулов.
Отметим, что 20 октября считается международным днем авиадиспетчера, но жена водителя снегоуборочной машины утверждает: супруг не мог пойти пьяным на работу. Тем более, что все сотрудники аэропорта перед тем как принять смену проходят медкомиссию. Всегда ли правилам следуют неукоснительно? Что могло стать причиной трагедии?
Мнением об этом с Business FM поделился управляющий партнер компании «Джет фо ю» Евгений Чупров.
Евгений Чупровуправляющий партнер компании «Джет фо ю»«Была очень плохая видимость, несколько самолетов даже ушли на запасной аэродром. Ни диспетчер, ни пилот, ни водитель машины, скорее всего, просто не видели друг друга. Второй момент — это то, что все-таки к вечеру уже не такая высокая загрузка и персонал, ну не то, чтобы расслабляется, а все-таки нет такой концентрации сильной. А вот эта история якобы с пьяным водителем снегоуборочной техники… Возможно ли это? Вероятность, конечно же, всегда присутствует, так же, как и любой другой человеческий фактор».
Мы опросили людей, которые регулярно пользовались услугами аэропорта «Внуково», в частности, его бизнес-терминалом. Бывший владелец компании Red Wings, летавший из «Внуково», бизнесмен Александр Лебедев уже несколько лет избегает «Внуково-3».
«Ну, просто, это очень дорого. И не очень удобно, откровенно говоря. Можно простоять очень долго, особенно во «Внуково», который перекрывают. Любая услуга, если сравнить со средним аэропортом в Европе, стоит в три раза дороже».
Однако к обеспечению безопасности в аэропорту «Внуково», например, у председателя совета директоров компании «НДВ-Групп» Александра Хрусталева претензий нет.
Александр Хрусталевпредседатель совета директоров компании «НДВ-Групп»«Собственники аэропорта достаточно серьёзное внимание уделяли безопасности. С точки зрения нас, как партнеров, когда мы летали на вертолете, «Внуково» был самым сложным аэропортом, по безопасности. Больше всего именно в аэропорту «Внуково» предъявлялись требования к безопасности полётов. Это был один из самых строгих аэропортов».
Однако, как говорят некоторые эксперты, устанавливать повышенные требования безопасности и соблюдать их — это разные вещи. Пресс-служба аэропорта разместила на своей странице сухой комментарий с констатацией факта, цифрами по видимости и коэффициенту сцепления, соболезнованиями и информацией о том, что расследование началось. Следствие же заявляет, что причиной случившегося стало именно преступное попустительство должностных лиц.
Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко задержан, в перспективе арест. Его адвокат Александр Карабанов настаивает, что любой выезд на взлетную полосу осуществляется только по команде диспетчера.
Александр Карабановадвокат«Наша сейчас задача — это как раз участвовать во всех следственных действиях для того, чтобы предотвратить фальсификацию документов. Она возможна, потому что мы понимаем, что по этому делу будут многомиллиардные иски, и в зависимости от виновности, кому будет предъявлено обвинение, эти иски как раз будут направлены именно либо администрации, либо физлицам, которые допустили нарушение должностных обязанностей».
После теракта в аэропорту «Домодедово» остро встал вопрос о том, кому он принадлежит. Интересовались, в том числе, первые лица государства. Наблюдатели тогда подозревали, что аэропорт сменит собственника или будет национализирован. Затем пошли разговоры о том, что все три столичных аэропорта нужно объединить в один хаб. Однако со временем тема как-то забылась.
Что касается «Внуково», то почти 75% акций ОАО «Аэропорт Внуково» и блокпакет ОАО «Международный Аэропорт Внуково» принадлежат государству.
Остальными акциями на начало этого года владели компании «Внуково-Инвест» и «Авиационно-нефтяная компания», конечными бенефициарами которых являются Виталий Ванцев и два его партнера, о которых ничего не известно.
Во вторник вечером Виталий Ванцев выразил соболезнования в связи с авиакатастрофой, и пообещал, что аэропорт окажет всестороннюю поддержку в расследовании трагедии.