Режиссер фильма «Ив Сен-Лоран» Бертран Бонелло считает, что модная индустрия предлагает хороший материал для кинематографа: яркие личности, красивые линии, сюжетные перипетии. В интервью Business FM он рассказал о своей новой работе и отношении к киноформатам. По признанию режиссера, он остается верен кинотеатру как месту, которое развивает воображение и влияет на человека. При этом он признает, что его захватывают сериалы и что их хронометраж позволяет раскрыть много тем. От предложений снять сериал Бонелло, по его признанию, пока отказывается, но все возможно в будущем.

Как получилось, что вы обратились к образу Сен-Лорана?
Бертран Бонелло: Нужно сказать, что идея на самом деле принадлежала не мне, а моим продюсерам, которые хотели сделать фильм о Сен-Лоране. Они увидели мой предыдущий фильм «Дом терпимости» и подумали, что есть возможность связать эти две картины. Мне пришлось работать с нуля, потому что о Сен-Лоране не было написано ни художественной книги, ни биографии. Это позволило мне сделать максимально персональный фильм.
Если говорить о вашем персональном отношении, как вы впервые соприкоснулись с этим брендом? Может, вам подарили какую-то вещь или вы что-то купили сами?
Бертран Бонелло: Я столкнулся скорее не с брендом, а с фигурой Ива Сен-Лорана. Я узнал о его коллекции предметов искусства, его недвижимости, так что в первую очередь меня поразила не марка, а этот человек.
Может, тогда вы помните, как столкнулись с этим человеком впервые? Может, прочитали газетную статью?
Бертран Бонелло: Это недавнее прошлое. Он умер только в 2008 году, поэтому для нас, французов, нет конкретной даты, когда мы познакомились с его фигурой. Он уже давно часть культуры. Каждое дефиле Сен-Лорана было огромным событием.
Как вы при работе над фильмом взаимодействовали с группой, которая владеет брендом?
Бертран Бонелло: Это были прекрасные отношения. Как только решили делать фильм, мы с моими продюсерами назначили встречу Франсуа Анри Пино, владельцем марки. Он дал нам зеленый свет на использование бренда и копирование платьев.
Может быть, после того как вы сделали черновой монтаж, вы показывали владельцам бренда вашу версию?
Бертран Бонелло: Нет, я был абсолютно свободен, и мне не нужно было утверждать сценарий и монтаж. Мсье Пино, наверное, еще не видел этот фильм. А вот с мсье Берже у нас были проблемы.
Какие?
Бертран Бонелло: Сложные. Он больше не владеет маркой, но он долго был совладельцем и другом Сен-Лорана. Для меня было важно оставить за собой полную свободу, чтобы никто не указывал мне, что кутюрье говорил, а что нет, так что я к нему не обратился. Но моральное право он имеет, так что он не очень хорошо воспринял эту мою свободу.
Вы не опасались, что могут быть судебные иски с его стороны?
Бертран Бонелло: Самый сложный период был во время подготовки фильма. Он действительно попробовал начать против нас дело, но когда фильм уже сложился, он оставил эти попытки. Надо сказать, что я не принизил и не приуменьшил образ Сен-Лорана.
Почему такое доверие от PPR? Может, это объясняется вашими личными связями или связями ваших продюсеров?
Бертран Бонелло: Я думаю, что это естественно: он владелец марки, и он знал, что этот фильм поднимет целую волну разговоров о нем — это отличный пиар. Возможно, он был знаком с моим творчеством и понимал, что я подхожу на эту роль. Но они, действительно, дали нам полную свободу.
В последние несколько лет появилось много фильмов о модельерах: «Коко до Шанель», «Сен-Лоран», целый ряд документальных картин о Лагерфельде, Валентино, Маккуине. Возможно ли, что это некое подведение итогов в искусстве, коим является и мода, и кино? Мода резюмирует былое и будет двигаться дальше...
Бертран Бонелло: Я думаю, что мода сама по себе очень кинематографична. В первую очередь у нас есть личности, которые эту моду воплощают. Это сильные и известные во всем мире люди. Сей факт позволяет экспортировать эти фильмы во все страны мира. Кроме того, мода очень визуальна, это платья, ткани. Может быть очень важное пересечение кино и моды, это то поле, где искусство пересекается с индустрией.
Мир моды сотрясают скандалы. Мне приходят на ум Дольче и Габбана, когда они получили условный срок. Как по-вашему, какой из этих скандалов мог бы послужить основой для хорошего фильма?
Бертран Бонелло: Мне кажется, что здесь самое интересное то колоссальное давление, которое на себе испытывают эти люди. Например, недавно была история с Гальяно где-то в баре, он сказал какие-то антисемитские фразы, которые все тут же подхватили. Мне кажется, эти люди ломаются в какой-то момент из-за безумного внимания и давления, на них оказанного. В этом смысле Сен-Лоран был защищен Пьером Берже, и поэтому он сам не сломался. Тогда не было социальных сетей, которые все молниеносно выплескивают и делают общественным достоянием. Но скандалы — это тоже отличительная черта этого мира.
Вы сказали о кино и моде как стыке индустрии. Что происходит на кинорынке Франции? Российский кинорынок во многом на него ориентируется. Когда у нас говорят о реформах системы кинопроката, всегда ориентируются на Францию. Как вы ее оцениваете, и что бы вы в ней поменяли?
Бертран Бонелло: Когда я путешествую в разных странах, я вижу некоторую зависть к французской системе: она работает прекрасно, со стороны государства в первую очередь. У нас есть организация, которая называется Centre, Национальный центр кинематографии, она защищает всех, кто связан с этой профессией, не только режиссеров. Но эта система очень хрупкая. Я бы хотел поддержать ее. Для нас было довольно тяжело пережить бурное вторжение телевидения, например. Но ничего, мы продолжаем работать. Нужно защищать эту систему и обращать внимание на то, что французские фильмы очень дорогие.
Кстати, сколько стоил фильм «Сен-Лоран»?
Бертран Бонелло: Этот фильм стоил 8 миллионов евро. Изначально мы предполагали, что это выльется в 14-15 миллионов. Но поскольку оказалось, что будет два фильма, бюджет был поделен на два. Для костюмного фильма, который предполагает восстановление декораций эпохи, это очень скромная сумма.
Я знаю, что на телевидении во Франции запрещено рекламировать кино. Как я слышала, это сделано, чтобы избежать засилья голливудского продукта, ведь голливудские компании могут давать больше денег на рекламу. Должны ли французские фильмы иметь преференции на этом рынке?
Бертран Бонелло: Нет, я не согласен с этим, потому что тогда доступ к этой рекламе будет у коммерческих фильмов, тогда как у фильмов более хрупких, дешевых и авторских никогда не будет денег на такую рекламу. Эта система была придумана не столько чтобы не пустить на экраны рекламу Голливуда, сколько чтобы сохранить баланс и дать выжить малобюджетному и авторскому кино.
Сериалы вас не интересуют?

Бертран Бонелло: Меня захватывают сериалы. Это потрясающе — рассказывать историю за 12-16 часов. Но сам бы я не взялся за это, у меня не хватает времени.

В России сейчас модно снимать одновременно и полнометражный фильм, и сериал. Кажется ли вам такой подход целесообразным?
Бертран Бонелло: Я понимаю этот принцип с экономической точки зрения, но у фильма должна быть очень конкретная и единственная продолжительность, это может быть [хронометраж] 1:15, 4:15, но я совершенно против всех отклонений, режиссерских версий, мне кажется, что должно быть фиксированное время.
Сериалы с точки зрения нарратива больше раскрывают содержание. Их сравнивают с романами в литературе: много тем, которые не может раскрыть полнометражный фильм. Вы согласны, что будущее за сериалами?
Бертран Бонелло: Конечно, я согласен с тем, что продолжительность позволяет затронуть много тем. Это захватывает, и в этом плане сериалы можно сравнить с большими русскими романами, эпопеями, где возможны отклонения, внимание к второстепенным персонажам. Все это невозможно в обычном фильме. Пока мне интереснее работать с фильмом, я остаюсь верен кинотеатру как месту, которое развивает воображение и влияет на человека с точки зрения атмосферы. Мне периодически предлагают поработать над сериалом, и пока я отказывался, но все возможно в будущем.
«Сен-Лоран» во многом о поисках вдохновения. Есть ли уже какие-то истории, которые вдохновили вас и которые вы держите в голове как возможные ваши будущие проекты?
Бертран Бонелло: Когда речь идет о вдохновении, мне кажется, что это божественное вторжение в нашу жизнь и нужно открыться этому и принимать идеи, дальше вопрос воплощения, работы. Что касается следующего фильма, это будет очень современное кино, очень короткое — 1:25, фильм о подростках, которые подкладывают бомбу в Париже.
Вы говорите о божественном вмешательстве. Есть мнение, что художники могут предвидеть события или как-то привлекать их. Сейчас как раз были сообщения о возможных взрывах в парижском метро. Вам не страшно говорить на эти темы языком искусства?
Бертран Бонелло: Художник реагирует на напряжение, которое существует в обществе. Это не реалистичный фильм. Это будет мой взгляд, моя интерпретация реальности.