Большие запросы при скромном бюджете. «Ростелеком» создаст государственный Skype
Госоператор связи объявил о тендере на разработку собственного сервиса IP-телефонии, за 73 млн рублей. Эксперты считают, что этих средств недостаточно и у нового продукта едва ли будут весомые конкурентные преимущества
Читать на полной версии«Ростелеком» намерен создать собственный сервис IP-телефонии. Государственный оператор связи разместил на портале госзакупок тендер на разработку аналога сервиса интернет-телефонии Skype. Рабочее название проекта — «Коммуникатор».
За создание такого продукта компания готова заплатить до 73 млн рублей. Взявшаяся за этот тендер компания за эту или меньшую сумму должна разработать программу, которую можно будет устанавливать и на персональные компьютеры с операционной системой Windows, и на смартфоны и планшеты под управлением iOS и Android. Программа должна дать абонентам возможность звонить и принимать звонки и видеозвонки, а также общаться в чатах, передавать SMS и MMS и файлы.
«Набор функций такого продукта должен быть шире, чем у конкурентов. Абоненты смогут получить реальный телефонный номер для общения с абонентами телефонных сетей. Таким образом, пользователи смартфонов получат еще один телефонный номер на своем смартфоне, а пользователи планшетов получат возможность звонить с планшетных компьютеров, даже если в них нет GSM-модуля», — пояснил представитель оператора связи.
Примечательно, что раньше с предложением запретить звонки через сервисы интернет-телефонии на телефоны российских операторов выступали некоторые депутаты Госдумы, но соответствующий законопроект так и не был рассмотрен.
Пилотную версию продукта компания намерена запустить уже в начале 2015 года. Хотя заявленный потенциал программы очень широк, эксперты сомневаются, что он может быть реализован со столь небольшим бюджетом.
Герман Клименковладелец сервиса статистики LiveInternet«Очень сложная задача по сертификации голосовых сервисов, только лицензия обходится в несколько миллионов долларов. Разработать такой сервис самостоятельно невероятно — нет у нас сейчас таких мощностей и опыта. В любом случае, реализация такого проекта с нуля займет годы».
По словам Клименко, запуск такого продукта, вероятно, связан с проводимой в последнее время политикой по замещению импорта. Частью этих мер, в частности, стал анонсированный несколько недель назад налог с продаж в России зарубежного программного обеспечения. С таким предложением выступил министр связи Николай Никифоров, и эту идею поддержал президент Владимир Путин.
Как ожидается, зарубежным компаниям, реализующим свои программные продукты в России, придется отчислять до 10% оборота в специальный фонд, из которого будут финансироваться разработки уже российских программистов. В число приоритетных продуктов, которые получат финансирование из фонда вошли разработка российской операционной системы, системы проектирования и управления предприятиями, системы управления базами данных и пакет офисных приложений.
Предполагается, что за 10 лет в фонд может быть перечислено 100-120 млрд рублей. При этом не определено, кто будет управлять этой суммой. По предварительным данным, на эту роль претендовала госкорпорация «Ростех». Но источник, близкий к министерству связи, не исключал, что фондом интересно было бы управлять и «Ростелекому».
Оператор связи в последнее время активно развивает проекты в сфере программного обеспечения. Этой весной был запущен поисковик «Спутник». По даннным Liveinternet, в октябре с его страниц было сделано около 1800 переходов на другие ресурсы. Для сравнения, число переходов с «Яндекса» составило более 100 миллионов.
Александр Венграновичаналитик ИК «Открытие Капитал»«Разработка программного обеспечения и оказание услуг связи — смежные бизнесы, но синергию, которая привела бы к росту доходов, найти очень сложно. Инвестиции «Ростелекома» в программное обеспечение могут оправдаться при выполнении одного из двух условий: либо эти продукты должно покупать государство и продвигать их по своим каналам, либо они должны идти как дополнение к основным услугам оператора в области мобильной и фиксированной связи и тем самым повышать лояльность абонентов. Если ни одного из этих факторов поддержки не будет, программным продуктам компании будет сложно привлечь аудиторию, на фоне высокой конкуренции с аналогичными проектами других игроков».
В целом, стратегия «Ростелекома» была утверждена около года назад. Ее основные положения — развитие широкополосного доступа в Интернет (ШПД), платного ТВ и контент-услуг. Однако в ходе ее подготовки Министерство связи неоднократно критиковало компанию из-за низкой рентабельности инвестиций и медленный рост капитализации. Новая стратегия должна была решить эти проблемы и повысить стоимость оператора связи в преддверии приватизации.