Встреча представителей Ирана и шестерки стран-посредников по иранской ядерной программе пройдет сегодня в Вене. Год назад стороны условились согласовать документ, гарантирующий мирный характер ядерной программы Ирана в обмен на снятие международных санкций к 20 июля этого года. Затем срок был отодвинут до 24 ноября. Последний раунд переговоров прошел в сентябре в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН. Встреча завершилась безрезультатно.

Прибывший накануне в Вену глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф заявил, что не ожидает прорыва и в ходе нынешних консультаций.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин считает, что есть вероятность, что стороны согласуют документ к 24 ноября.

Владимир Сажинстарший научный сотрудник Института востоковедения РАН«Главные вопросы, которые поднимались, — это судьба тяжеловодного реактора в Ираке, количество допустимых центрифуг — по мнению специалистов, вроде бы уже согласованы. Будем надеяться, что этот документ все-таки удастся сформировать и заключить соглашение к 24 ноября. Но я добавлю, что зацикливаться именно на этой дате не стоит. Самое главное — это качество этого документа, чтобы в будущем не было никаких вопросов по ядерной программе Ирана и чтобы не было вопросов с иранской стороны о процессе снятия санкций».

В августе замминистра нефти и газа Ирана заявлял, что если Запад снимет санкции, республика готова начать поставки газа в Европу по трубопроводу «Набукко».

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что Иран может стать серьезным игроком на региональном рынке, однако сейчас предсказать объемы поставок Ираном довольно сложно.

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Иран, скорее всего, будет играть роль регионального поставщика газа, если мы посмотрим на трубопроводные проекты. Сейчас Иран экспортирует менее 10 миллиардов кубометров газа в год в Турцию, хотя и дополнительные мощности по транспортировке могут вдвое увеличить эту мощность. Кроме этого, он построил до пакистанской границы газопровод и ждет, что Пакистан на своей стороне тоже построит газопровод. Это перспектива экспорта газа по трубе в Пакистан и, возможно, если будут политические проблемы решены, даже в Индию. Не исключено даже продление такого газопровода через пакистанскую и афганскую территорию вплоть до Китая. Но это очень долгосрочные перспективы. Что касается сжиженного природного газа, Иран в течение ближайшего десятилетия может стать довольно серьезным игроком и на этом рынке, если с него снимут санкции, но пока предсказать объемы этой торговли не представляется возможным».

Минувшим летом в годовом отчете британская компания BP сообщила, что Иран занял первую строчку в мировом рейтинге стран по объемам разведанных запасов газа. По данным аналитиков компании, в 2013 году запасы газа Ирана увеличились почти до 34 триллионов кубометров, что на 2,5 триллиона превышает запасы России. Однако по добыче Иран сильно отстает от лидеров: на первом месте по объемам добычи находятся США – 687 миллиардов кубометров в год. У России – примерно 605 миллиардов, а у Ирана – лишь 166 миллиардов кубов газа в год.