А. Сокуров: «Украина должна вести себя осторожнее, пластичнее, умнее»
В интервью Business FM Александр Сокуров поделился своим видением происходящего в России, мире и кинематографе, рассказал о своем «социальном темпераменте» и новой работе
Читать на полной версииВ интервью Business FM Александр Сокуров рассказал о своей новой работе «Светотень» для проката за рубежом, о киноклассах для молодых кинематографистов, поделился своим видением «оскаровского» процесса в России, объяснил, что движет им в его деятельности за рамками съемочной площадки.
Я не люблю провинцию, провинцию не географическую, а провинцию культурную и провинцию в голове. Я считаю, что многие беды России от того, что Россия вся наполнена этими страшными, серыми, темными пятнами необразованности, непросвещенности и сна. Даже здесь, во время класса, иногда было видно, что немножко вялые ребята. Нам не хватает энергии — молодежной, молодой, среднего поколения. Надо работать, чтобы изменить это. Надо транслировать энергию, надо не наставлять, не обучать, а помогать людям и показывать им, что есть другие формы поведения, другие требования к себе и другое будущее — не только то, к какому они себя приучили.
У вас произошел какой-то перелом, когда вы решили, что нужно что-то делать, говорить, что-то менять? Вы высказываетесь и на тему политзаключенных на «Кинотавре», и по поводу телеканала «Дождь», писали Путину, когда разразился скандал вокруг опроса о Ленинграде. Почему вы это делаете? Что вами движет?
Но вы же не всегда придерживались такой позиции и не всегда говорили вслух о том, что очень большую часть населения волнует. У вас был какой-то толчок? Когда он произошел? Может быть, вы помните, что это была за ситуация, когда вы впервые решили начать говорить на эти темы.
Я читала о вашей градозащитной деятельности. Если брать последний год, например, что происходит в Петербурге с защитой зданий? Что-то разрушается достаточно агрессивно? И может быть, вам вместе с вашими активистами удалось спасти какие-то здания?
Вы в 2008 году предсказали, что будет война с Украиной, если не начать что-то делать. Вы можете, исходя из того, что происходит сейчас, предсказать будущую ситуацию, как будут развиваться события?
Александр Сокуров: Все прекрасно понимают, как и тогда было понятно, что война начнется, потому что ничто не делалось для того, чтобы ее остановить. Так и сейчас абсолютно точно война будет продолжаться, потому что ничто не делается, чтобы ее остановить. В первую очередь, ничто не делается со стороны Украины. На мой взгляд, Украина должна вести себя осторожнее, пластичнее, умнее, трезвее. Война не закончится, пока война не закончится. Она закончится разгромом одной из сторон. Среди политиков в наше время нет таких удивительных, светлых голов, которые смогли бы предложить нехирургический вариант решения проблемы. Время такое, что талантливых людей в политике все меньше и меньше.
Возвращаясь к творчеству, я бы хотела спросить вас о «Франкофонии». Что сейчас происходит с проектом? Когда мы его увидим? И почему вы вернулись к этому формату, который был в «Русском ковчеге»?
Почему же, когда в очередной раз вы будете представлены на каком-нибудь фестивале, все журналисты будут говорить, что Россию представляет Александр Сокуров?
Александр Сокуров: Нет, этот фильм на ближайших серьезных фестивалях будет представлять франко-германо-голландское производство. Просто я режиссер. Это не российская картина. Фамилия у меня просто для некоторых ассоциируется с Россией.
Но идея была ваша?
Вы столько говорите о культуре, о достоинстве, и между тем в кинематографической среде, например, все знают ситуацию вокруг оскаровского комитета, когда одни коллеги обижаются на других за то, что не ту картину отправили, что это Звягинцев, а не «Горько!». И есть два лагеря, две стороны. Как вы прокомментируете эту ситуацию? Почему вообще могут быть какие-то обиды, когда есть голосование?
У нас каждый год вокруг оскаровского комитета какой-то скандал.
Вы сейчас говорите о своих ребятах?
Александр Сокуров: Я говорю вообще о тех людях, которых мы собрали со всей огромной нашей страны.
А они готовы?