Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) завершило расследование уголовного дела о крушении самолета Як-42, в результате которого погибла команда хоккейного клуба «Локомотив» почти в полном составе. Об этом сообщила пресс-служба СКР.

Самолет Як-42 разбился 7 сентября 2011 года под Ярославлем в поселке Туношна. При взлете самолет разломился на несколько частей. На его борту находилось 37 пассажиров и 8 членов экипажа, в том числе игроки и сотрудники ХК «Локомотив». В катастрофе выжили два человека — хоккеист Александр Галимов и член экипажа Александр Сизов.

Уголовное дело было возбуждено в отношении бывшего заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева. Он обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу.

По версии следствия, Тимофеев отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно Тимофеев обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации, отметили в СКР. «Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов», — заявили в ведомстве.

Следователи выяснили, что допуск командира судна был оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов. Вдобавок к этому, второй пилот ко времени рокового полета не окончил переобучение на Як-42 и не имел права выполнения полетов. Тимофеев не контролировал прохождение пилотами профессиональной учебы, регулярно отзывал их с учебных занятий и незаконно допускал до полетов, сказано в сообщении. «То есть Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения и, следовательно, отсутствии у экипажа полного объема навыков для выполнения безопасного полета», — объясняет СКР.

Также в ходе расследования выяснилось, что Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших ошибки погибшего командира воздушного судна во время прежних полетов. «А ошибок, как оказалось, было немало, причем некоторые из них могли создать реальную угрозу безопасности полета», — сказано в сообщении. Тимофеев не принял никаких мер и он осознанно продолжал допускать к полету того командира. Более того, экипаж был сформирован таким образом, что два пилота и бортмеханик выполняли совместно лишь третий рейс.

При этом экипаж в том составе никогда не отрабатывал на тренажере действия при возникновении нештатной ситуации. И впервые такая ситуация произошла именно во время злополучного полета на судне Як-42, выяснили следователи. «Поэтому уже сейчас можно с уверенностью сказать, что именно надлежащий подход к подготовке летного состава в этой ситуации помог бы все-таки избежать трагедии, унесшей жизни 44 человек. Что касается состояния воздушного судна, то результаты экспертиз подтвердили его полную исправность», — отметили в СКР.