Массовое ограничение. «Закон о СМИ» затронет не только медиахолдинги
Нововведение коснется мобильных операторов, банков и негосударственных пенсионных фондов, а также компаний, у которых есть корпоративные издания. Закон был принят поспешно, коллизии не раз еще придется разрешать, отмечают эксперты
Читать на полной версииНедавно принятый закон, ограничивающий долю иностранцев в российских СМИ, затронет не только медиахолдинги.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», жертвами нововведения станут мобильные операторы, негосударственные пенсионные фонды и банки, имеющие сайты и российские компании, у которых есть корпоративные издания.
В частности, сайты МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» были зарегистрированы Роскомнадзором как «электронные периодические издания», поскольку по закону операторы обязаны именно через СМИ информировать абонентов об условиях предоставления услуг. В то же время, среди владельцев этих компаний есть иностранные акционеры.
Подобная ситуация и с НПФ, которые также имеют зарегистрированный сайт и некоторые — зарубежных совладельцев.
Стоит отметить, что сайт ВТБ 24 и системы моментальных платежей Qiwi также зарегистрированы как СМИ. У «Норникеля», в составе акционеров которого две зарегистрированные за рубежом компании, есть, например, одноименный корпоративный журнал.
Директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк отмечает, что закон должен быть разъяснен.
Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting UK«Головной боли, конечно же, добавили. То есть это в лучших традициях всегда так бывает, если закон принимать за один день, за одно чтение, то, конечно же, потом выясняются узкие места, что хотели ударить по одним, а попали под раздачу все. Здесь вариант один — это получить разъяснение о том, что все-таки истинные владельцы — россияне, соответственно, то, что субхолдинговая компания не российская, ну, это необходимо для бизнеса. И вполне возможно, раскрыв таким образом информацию об истинных владельцах, станет всем ясно, что все-таки там иностранцев никаких нет, но и действие закона применять не надо будет. И второй вариант, считаемый и в какой-то степени сейчас идущий в ногу с так называемой деофшоризацией — отказаться от избыточных структур, которые, как мы видим, только боком выходят, конкретно в рамках этого закона. То есть если, допустим, бермудская компания — уже дань традициям 15-летней давности, что вроде бы она есть, но никто ничего не меняет. Но фактически все знают, кто стоит за этой компанией, ни для кого это секретом не является, ни в правительстве, ни, видимо, в рамках этого закона о СМИ. И, может быть, действительно, будет проще не быстро, конечно, но экономически эффективнее, отказаться от этой структуры и, соответственно, поставить за компанию непосредственно российских владельцев или, соответственно, тех владельцев, которые там еще имеют место быть».
В «Вымпелкоме» Business FM ответили, что пока анализируют сложившуюся ситуацию. В «Мегафоне» назвали требования законодателей избыточными.
Сайт МТС также был зарегистрирован как СМИ, представитель компании Дмитрий Солодовников сообщил, что оператор рассматривает варианты, как выйти из сложившейся ситуации.
Дмитрий Солодовниковпредставитель МТС«Согласно правилам оказания услуг связи, операторы обязаны предоставлять информацию абонентам за 10 дней до того, как происходят какие-то изменения в тарифах, будут изменяться цены, снижаются или повышаются цены на какие-то услуги. Как правило, мы использовали свой сайт, зарегистрированный как СМИ, для таких операций. Но, в целом, операторы могут делать это в любых других СМИ, зарегистрированных, и мы сейчас прорабатываем варианты, как мы можем выйти из этой ситуации».
Для НПФ новый закон будет не столь катастрофичен, как для сотовых операторов, рассказал Business FM гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околёснов.
По его словам, негосударственные пенсионные фонды раскрывают обязательную информацию раз в год. Фонды могут использовать платные публикации в официальных СМИ, отметил глава компании.