После инсультов и инфарктов фигуранта дела «Башнефти» Айрапетяна отправили домой
В решении вопроса об изменении Айрапетяну меры пресечения суд принял во внимание возраст обвиняемого, его семейное положение, а также состояние здоровья
Читать на полной версииБасманный суд Москвы в пятницу принял решение о переводе из СИЗО под домашний арест председателя совета директоров издательского дома «Собеседник» Левона Айрапетяна. Следственный комитет России считает его пособником при продаже АФК «Система» акций «Башнефти» по заниженной цене.
На заседании суда 69-летний Левон Айрапетян, которого считают одним из богатейших представителей армянской диаспоры в России, выглядел изможденным. На нем был тот же светло-голубой пиджак, который он надел, когда 15 июля этого года прилетел из Ниццы в Москву и был задержан в аэропорту.
Спустя два дня, 17 июля, Басманный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета России (СКР) заключил его под стражу. Предпринимателю предъявили обвинение в пособничестве в присвоении вверенного имущества (ч. 5 ст. 33 и ч. 4 ст. 160 УК РФ), а также в легализации имущества, приобретенного в результате преступления (ч. 5 ст. 33 п. «а», п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). По версии следствия, Левон Айрапетян выступил посредником при продаже сыном президента Башкирии Уралом Рахимовым акций шести предприятий БашТЭКа, в том числе «Башнефти». Они были приобретены в 2005 и 2009 годах АФК «Система» Владимира Евтушенкова за 2,5 млрд долларов, однако 500 млн так и остались невыплаченными. В рамках этого дела Урала Рахимова, который проживает в Австрии, объявили в международный розыск. 16 сентября Басманный суд Москвы поместил Владимира Евтушенкова под домашний арест.
На протяжении двух с половиной месяцев защита Левона Айрапетяна пыталась добиться изменения бизнесмену меры пресечения на не связанную с лишением свободы, утверждая, что в СИЗО предприниматель умрет. Дело в том, что бизнесмен приехал в Москву для обследования и лечения смертельного заболевания — рака мочевого пузыря, с которым борется несколько лет.
Изменившиеся обстоятельства
Однако ни Мосгорсуд, куда была подана апелляция на арест, ни Басманный суд столицы (он 12 сентября продлил на три месяца меру пресечения Айрапетяну) эти доводы не приняли. При этом судьи руководствовались представленными из СИЗО справками о том, что у Айрапетяна не выявлено прогрессирование заболевания.
Судьи не приняли предлагавшийся защитой залог в 30 млн рублей, а также поручительства ряда уважаемых людей, среди которых был известный театральный режиссер Марк Захаров и актер Александр Ширвиндт.
21 сентября Левон Айрапетян попал в медсанчасть СИЗО «Матросская тишина» в связи с ухудшением здоровья. Как рассказал BFM.ru его адвокат Самвел Караханян, уже на следующий день защита подала следователю ходатайство об изменении ему меры пресечения, предложив поместить его под домашний арест в его квартире на улице Пречистенка.
По всей видимости, опасаясь того, что случится непоправимое, следователь и обратился в суд с аналогичной просьбой.
В суде Левон Айрапетян признался BFM.ru, что чувствует себя «неважно». «После четырех инсультов, двух инфарктов, да еще сахарный диабет… Слабо», — сказал он. При этом задержанный пытался шутить: «От сумы и от тюрьмы, как говорится, зарекаться никому нельзя», — философски заметил он.
Следователь указал, что обстоятельства, которые учитывались при избрании Айрапетяну меры пресечения, теперь изменились.
«По делу проведен большой объем следственных действий — обысков и выемок, допрошен целый ряд свидетелей, в том числе сам Айрапетян», — сказал он.
Дома в Монако, США и Армении
При этом представитель СКР высказал мнение, что совсем отпускать Айрапетяна из-под стражи нельзя.
«Находясь на свободе, он может вступить в контакт с иными лицами, в отношении которых проводятся следственные действия и оперативные мероприятия и сообщить им сведения, известные в ходе ознакомления с процессуальными и иными документами», — сказал он.
Сыщик отметил, что Айрапетян и его родственники обладают значительными материальными ресурсами и они могут помочь бизнесмену скрыться. К тому же у предпринимателя имеется недвижимость за рубежом — на территории княжества Монако, США и Армении.
Помимо этого он является фактическим владельцем ряда СМИ и, «располагая обширными связями в журналистских кругах, может осуществить ряд акций заказного характера».
Адвокаты просьбу о переводе Айрапетяна под домашний арест поддержали. Единственное, о чем они просили в суде, это разрешить их подзащитному смотреть телевизор и читать прессу.
Однако судья Валентина Левашова эту просьбу отклонила. Свое решение она объяснила тем, что в поданном следователю ходатайстве ни адвокаты, ни сам Айрапетян об этом не просили.
Она отметила, что в решении вопроса об изменении Айрапетяну меры пресечения суд принял во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, а также возраст обвиняемого, его семейное положение (на иждивении Айрапетяна имеются двое детей — 14 и 12 лет), а также состояние здоровья.
По решению суда Айрапетян будет находиться под домашним арестом в своей квартире на ул. Пречистенка. Он не сможет покидать ее без разрешения следователя, а общаться сможет только с представителями СКР, близкими родственниками, адвокатами и сотрудниками ФСИН. Ему запрещено использование любых средств связи, выключая телефон. Воспользоваться им он может только для вызова экстренных служб, таких как "скорая помощь", полиция и МЧС.
Адвокаты не стали комментировать решение суда. Самвел Караханян лишь выразил надежду, что дело его подзащитного не дойдет до суда и будет прекращено на стадии следствия.
«Предъявленное Айрапетяну обвинение необоснованное. В нем нет состава преступления. Я бы не хотел сейчас заниматься прогнозами. Однако мы все надеемся, что все наши доказательства и доводы будут услышаны, и следствие или суд примут справедливое решение», — сказал защитник BFM.ru.
Обвинение в нагрузку
Кстати, сегодня стало известно, что Следственный комитет объединил в одно производство с делом о махинациях при продажи акций «Башнефти» дело, которое СК возбудил против Айрапетяна по заявлению матери осуждённого на пожизненный срок бывшего башкирского сенатора Игоря Изместьева. Женщина заявила, что предприниматель обманул ее, похитив 700 тысяч долларов. 8 сентября Айрапетяну было предъявлено официальное обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК).
Защита Айрапетяна считает это обвинение «высосанным из пальца». Адвокаты полагают, что новый пункт обвинения появился для того, чтобы усилить слабое обвинение по основному делу и не выпускать предпринимателя из-под стражи. Осужденный за организацию серии заказных убийств и терактов Изместьев в настоящее время находится в СИЗО «Лефортово», где активно дает показания против фигурантов «дела «Башнефти». 4 сентября СКР продлил срок следствия по делу до 28 января 2015 года.