Вчера — «ось зла», сегодня — газовый партнер. Европа может заменить российский газ иранским
Иран и Запад готовы налаживать отношения на фоне похолодания с Россией
Читать на полной версииИранский газ как альтернатива российским поставкам в Европу. Эта тема сейчас обсуждается в контексте похолодания отношений России и Запада. Сегодня в Астрахани открывается Каспийский форум. Ожидается личная встреча Владимира Путина и иранского президента Хасана Рухани. Наблюдатели отмечают новую тенденцию — Иран и Запад готовы налаживать отношения в ущерб российским интересам.
Иран дает понять, что готов стать активным игроком на европейском рынке газа, альтернативой российским поставкам. Хотя это еще и не официальные заявления, а, вроде как, взято из частной беседы, тем не менее, уже есть цифры — к 2020 году Тегеран готов поставлять 10-20 миллиардов кубометров топлива на европейский рынок.
Главные условия — это отмена санкций и инвестиции в строительство трубопровода. Руководство ЕС отрицает какие-либо газовые переговоры с Тегераном. Однако опять же неофициально, со ссылкой на источники в Еврокомиссии, СМИ пишут о том, что в долгосрочной перспективе такая возможность не исключается.
Специалисты едины во мнении, по крайней мере, сегодня иранский газ не может быть альтернативой российскому. Ну, хотя бы, потому что нужно инвестировать миллиарды долларов в строительство газопроводной сети. Например, через страны Закавказья и Турцию. Впрочем, если даже теоретически предположить, что эти мощности будут построены, почему бы и нет, говорит директор аналитической компании «Смол Леттерс» Виталий Крюков.
Виталий Крюковдиректор аналитической компании «Смол Леттерс»«Иранский нефтегазовый сектор был в свое время недоинвестирован, отсутствует инфраструктура поставок газа. При решении проблем с привлечением западных инвестиций в иранский газовый сектор и решении проблемы со строительством газопровода Иран вполне способен выйти на вполне обозначенные объемы поставок газа — 10-20 миллиардов кубических метров газа».
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «шестерка» международных посредников и Иран близки к соглашению по иранской ядерной программе. Дальше — больше — президент Ирана Хасан Руухани надеется завершить многолетнее глубокое похолодание в отношениях с Америкой, и наконец, перейти к сотрудничеству.
Если и были надежды разыграть так называемый иранский фактор в противовес Западу, то сейчас видно, что им не суждено сбыться. Россия не может рассматривать Иран как потенциального союзника, а скорее наоборот, отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«У иранцев в историческом плане остались большие обиды на Россию на достаточно высоком уровне. Очень часто это вспоминается. В Тегеране много людей, которые скрытно, а кто-то и не очень скрытно, считают, что нормализация отношений с Западом, и в том числе и с Соединенными Штатами Америки, должна произойти, и это ни для кого не секрет. И в современной истории, вспомните историю с С-300, как мы поступили, все это не забывается».
Здесь важны не столько физические возможности поставок иранского газа, сколько политические оценки. Раньше Иран считался Западом одним из главных звеньев так называемой «оси зла». Теперь риторика меняется. Несмотря на то, что есть большие сомнения относительно искренности Тегерана отказаться от создания своего ядерного оружия, Иран уже кандидат в стратегические партнеры. А вот Россия — большой вопрос.