ЛУКОЙЛ обратился в Минэнерго с предложением о получении допуска к нераспределенному фонду месторождений углеводородов. Такой шаг стал бы мерой поддержки нефтяной компании, попавшей под санкции США, сообщили в Минэнерго. Нефтедобытчик аргументирует такое предложение тем, что доступ к нераспределенному фонду недр поможет стимулировать добычу нефти.

Представитель ЛУКОЙЛа не стал комментировать эту инициативу.

Глава компании и ее крупнейший акционер Вагит Алекперов несколько дней назад заявлял, что ЛУКОЙЛ не будет просить помощи у государства и постарается обойтись собственными ресурсами. «Государству есть куда расходовать бюджет, в частности, на социальные нужды», — пояснял бизнесмен.

Сейчас в нераспределенном фонде около 40 небольших месторождений, расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Крупных месторождений в фонде с запасами более 50 млн тонн нет. Последние крупные месторождения были проданы через аукционы несколько лет назад. ЛУКОЙЛ тогда получил право на разработку Имилорского месторождения.

ЛУКОЙЛ попал под американские санкции несколько недель назад. Санкции запрещают импорт в Россию технологий для добычи и разведки нефти на шельфе и на сложных сланцевых месторождениях. Незадолго до этого российская компания как раз договорилась с французской Total о создании СП по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти Западной Сибири. Из-за введенных санкций работа по созданию СП заморожена.

Такие же санкции были применены против «Сургутнефтегаза». При этом обе компании не потеряли право привлекать финансирование на рынке США.

Из-за западных санкций большинство шельфовых проектов оказались под угрозой, отмечает аналитик Альфа-банка Александр Корнилов.

Александр Корнилованалитик Альфа-банка«Предполагалось, что именно освоение шельфа и трудноизвлекаемой нефти позволит компенсировать снижение добычи на зрелых месторождениях Западной Сибири. Теперь освоение шельфа сдвигается на несколько лет, и компании ищут способы, как поддержать добычу. Работа на нераспределенных участках — самый простой выход, поскольку для добычи на таких месторождениях зарубежные технологии не столь остро востребованы».

ЛУКОЙЛ в освоении новых месторождений заинтересован больше других компаний. Несколько лет подряд его добыча снижалась, и эту тенденцию удалось прервать лишь в прошлом году благодаря покупке «Самары Нафты». Основные месторождения нефтяной компании находятся в Западной Сибири, и для поддержания добычи компании приходится вкладывать ежегодно десятки миллионов долларов. Компания в значительной степени делала ставку на рост за счет зарубежных проектов, но на фоне введенных санкций экспансия ЛУКОЙЛа вероятно замедлится.

ЛУКОЙЛ уже не первая нефтяная компания, обратившаяся за помощью к государству. Ранее о желании привлечь финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ) заявляли «Роснефть» и «НоваТэк», попавшие под санкции еще летом.

В частности, «Роснефть» просит правительство предоставить облигационный заем в 1,5 миллиарда рублей, говорил глава компании Игорь Сечин. Средства планируется направить на освоение месторождений Восточной Сибири и строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке.

Ради привлечения партнеров в освоение северного шельфа «Роснефть» вместе с «Газпромом» обратилась к профильным ведомствам с просьбой разрешить переводить шельфовые лицензии на «дочек» и СП с зарубежными партнерами. Если такой шаг будет принят, то иностранные соинвесторы смогут частично поставить на свои балансы найденные углеводороды. Согласно действующему законодательству, владельцами лицензий на шельфовые месторождения в России могут быть только сами госкомпании, а их СП с зарубежными партнерами играют лишь сервисную роль.

Основным инвестиционным проектом «НоваТэка» является строительство завода по сжижению газа на Ямале. Инвестиции в завод оцениваются в 27 миллиардов долларов. Газодобывающая компания рассчитывает получить из ФНБ около 2,6 миллиарда долларов (100 миллиардов рублей) на строительство завода, уточнял замминистра экономического развития Николай Подгузов.