Авиакомпании летят за поддержкой к государству
Правительство может оказать помощь авиакомпании «ЮТэйр». У третьего по величине авиаперевозчика высокий долг, значительная часть которого номинирована в валюте. В то же время основные доходы компания получает на внутренних рейсах, где расчеты ведутся в рублях
Читать на полной версииПравительство ищет варианты помощи третьей крупнейшей российской авиакомпании «ЮТэйр». Об этом со ссылкой на источники в отрасли сообщают информационные агентства. По их данным, рассматривается два основных варианта поддержки. Первый — передача авиаперевозчика в управление «Аэрофлоту» и последующая оптимизация маршрутной сети. С представителем «Аэрофлота» для получения комментариев связаться не удалось.
Второй вариант — выдача госгарантий для привлечения кредитов. Подобную практику правительство уже использовало в 2009 году. Тогда гарантии по кредитам получили авиакомпании «Сибирь» и «Уральские авиалинии».
При этом, несмотря на долговые трудности, «ЮТэйр» подчеркивает что не планирует замораживать операционную деятельность. «Мы останавливаться не собираемся», — заявил генеральный директор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов.
Оценить финансовое состояние компании достаточно сложно, отмечает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. Однако «ЮТэйр» отягощена большим долгом, и снижение курса рубля также должно негативно сказаться на ее бизнесе и затруднить обслуживание валютных долговых обязательств компании.
«У авиакомпании серьезные долги перед контрагентами, насчитывающие сотни миллионов рублей. Хотя она не загоняла себя в долговую яму, проблемы возникли из-за разницы курса валют. Перевозчик получает деньги в рублях, а расплачивается за самолеты в долларах», — подтвердил топ-менеджер одного из столичных аэропортов.
Согласно последней опубликованной отчетности авиакомпании по МСФО, ее долг превышал 93 млрд рублей. Краткосрочная задолженность компании по РСБУ на конец июля 2014 года — 57 млрд рублей; долгосрочная — 27 млрд рублей.
Высокий долг стал результатом проводимой компанией в последние несколько лет политики по наращиванию доли рынка. Компания много инвестировала в расширение парка самолетов и одновременно проводила умеренную ценовую политику. Такая стратегия позволила добиться высокого уровня заполняемости кресел, но негативно сказалась на рентабельности.
Денис Ворчиканалитик ИК «Уралсиб Кэпитал»«Последний раз авиаперевозчик публиковал отчетность по МСФО за первое полугодие прошлого года. В нынешних макроэкономических условиях повысить акционерную стоимость компании весьма сложно, возможно, поэтому руководство «ЮТэйр» ранее заявляло о планах делистинга. Мажоритарным акционерам намного проще помогать частной компании, и в таком статусе ей будет проще реструктурировать долги».
Отметим, крупнейшим акционером «ЮТэйр» является пенсионный фонд компании «Сургунетфтегаз». На счетах нефтедобытчика более 30 млрд долларов свободных средств.
«ЮТэйр» — не единственная авиакомпания, которая может обратиться за помощью к государству. Второй по величине авиаперевозчик страны «Трансаэро» направил правительству свои предложения о компенсациях в связи с введением Украиной особых требований по полетам, рассказала председатель правления авиакомпании Ольга Плешакова.
В августе госавиаслужба Украины ввела для «Трансаэро» и «Аэрофлота» специальный режим транзитных полетов через территорию страны, согласно которому они могут пересекать воздушное пространство Украины «только при условии получения соответствующего разрешения от Госавиаслужбы Украины для каждого рейса отдельно».
Ольга Плешакова подчеркнула, что о получении госгарантий речи не идет. «От изменения валютных курсов пострадала вся отрасль. Однако удар стал еще сильнее из-за изменения структуры трафика», — жалуется топ-менеджер одной из авиакомпаний. На фоне введенных против России санкций и снижения потребительской уверенности, динамика высоко-маржинальных зарубежных перевозок замедлилась. Пассажирооборот внутри страны по-прежнему растет, но рентабельность этого бизнеса значительно ниже.