Организатору «Боевой организации русских националистов» к пожизненному сроку добавили 18 лет
Осужденный Никита Тихонов уже имеет пожизненный срок за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой
Читать на полной версииМосгорсуд сегодня приговорил к 18 годам лишения свободы 34-летнего Никиту Тихонова — одного из руководителей экстремистской организации БОРН («Боевая организация русских националистов»). В 2011 году он получил пожизненный срок за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. На этот раз Тихонов был осужден за причастность к совершению его бандой семи убийств и двух покушений на убийство.
Поддержать подсудимого на приговор приехал только его отец. Представители националистических организаций в коридорах суда не наблюдались. Однако на всякий случай здесь предприняли повышенные меры безопасности.
Дело Никиты Тихонова было рассмотрено в особом порядке. Подсудимый заключил сделку со следствием, дав показания на своих соучастников, многие из которых до сих пор отрицают причастность к совершенным бандой преступлениям.
Чтобы заслушать его дело, ушло два заседания. В ходе первого, состоявшегося 18 сентября, прокурор Марина Розова зачитала обвинительное заключение и потребовала для подсудимого 20 лет колонии. В ходе второго подсудимый должен был выступить с последним словом, но фактически отказался от него, сказав, что ему нечего добавить к выступлению своего адвоката.
Жертвы националистов
Согласно фабуле обвинения, Никита Тихонов совершил соучастие в семи убийствах и двух покушениях на убийство, которые совершили участники созданной им и его единомышленником Ильей Горячевым «Боевой организации русских националистов» (БОРН).
В банде состояли Алексей Коршунов, Михаил Волков, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Юрий Тихомиров, Алексей Паринов и иные лица, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов. В октябре 2011 года Коршунов погиб на Украине, подорвавшись на собственной гранате во время пробежки. По некоторым данным, его могли устранить российские спецслужбы, представив все как несчастный случай. Паринов до сих пор находится в розыске. Остальные задержаны и с июня ждут начала процесса в Мособлсуде. Разбирательство никак не может начаться из-за нехватки кандидатов в присяжные. Что же касается Ильи Горячева, то второй организатор БОРНа скрылся в Сербии, но в июне прошлого года она выдала его России. Его дело еще расследуется.
Согласно материалам дела, «русские националисты» совершили многочисленные убийства леворадикальных активистов и представителей этнических меньшинств, движимые идеями идеологической и национальной ненависти и вражды.
Среди их жертв — судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов, адвокат Станислав Маркелов, лидеры так называемых антифашистских движений Федор Филатов, Илья Джапаридзе и Иван Хуторской, чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев. Кроме того, им вменяется убийство участника экстремистской исламистской организации «Черные ястребы» Руслана Халилова, таксиста Сосо Хачикяна, покушение на жизнь Рамазана Нуричуева и участкового полицейского ОВД «Гольяново» Гагика Беняминяна.
Оглашая приговор, суд признал Никиту Тихонову виновным в организации и участии в экстремистском сообществе, убийствах, бандитизме, а также в незаконном обороте оружия (ч.2 ст.282.1, ч.2 ст.105, ч.1 ст.209 и ч.3 ст.222 УК РФ).
Приговор без эмоций
По совокупности всех вышеперечисленных преступлений судья назначил ему 18 лет лишения свободы в колонии особого режима. Дело в том, что по условиям досудебной сделки суд не мог назначить ему больше двух третей от максимума вмененных статей.
Поскольку Тихонов уже имеет пожизненный срок, то по совокупности двух приговоров у него осталось прежнее наказание.
6 мая 2011 года Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис были признаны виновными в убийстве журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова. Тихонов лично застрелил Маркелова 19 января 2009 года на ул. Пречистенка, когда тот в сопровождении журналистки возвращался после пресс-конференции, посвященной возможности условно-досрочного освобождения полковника Юрия Буданова. Последний был осужден за убийство чеченки Эльзы Кунгаевой, а Маркелов был категорически против УДО ее убийцы. Националисты из БОРНа пришли к выводу, что Маркелов предает интересы русского народа. Убив Маркелова, Тихонов избавился и от свидетельницы. Он действовал вместе с гражданской женой Евгенией Хасис, которая координировал действия киллера. По приговору Мосгорсуда она получила 18 лет. Ее отправили отбывать срок в одну из колоний Мордовии, но сейчас этапировали в Москву в СИЗО «Лефортово», где она готовится дать свидетельские показания на процессе по делу активистов БОРНа.
Адвокат: «То, что он сделал, уже нельзя исправить»
Адвокат осужденного Алексей Першин заявил BFM.ru, что считает назначенное его подзащитному наказание «чрезмерно суровым». Он намерен обжаловать приговор в Верховном суде России. «При данных обстоятельствах я считаю, что Тихонову следовало назначить не более десяти лет», — сказал он.
Юрист признался, что его подзащитный не теряет надежду когда-нибудь выйти на волю. Именно поэтому Тихонов, ранее рьяно отстаивавший свою невиновность, решил сотрудничать со следствием. Он сможет подать ходатайство об УДО только после отбытия 25 лет.
Прежде чем в Верховном суде назначат апелляцию, может пройти еще 2-3 месяца. Находясь в «Лефортово», Тихонов, хоть он и сидит в одиночной камере, два раза в месяц может иметь свидания с родными, тогда как в колонии «Полярная сова» для пожизненно осужденных кратковременные свидания с родственниками разрешаются лишь два раза в год. В «Лефортово» Тихонову разрешают смотреть телевизор. В колонии у него такая возможность отсутствует. Там раз в неделю осужденным дают смотреть DVD один час.
По словам Алексея Першина, оказавшись в изоляции, его подзащитный если не полностью пересмотрел свой взгляды, то понял, что методы борьбы с «засилием нерусских в России» были ошибочны. «Мне очень жаль, что такой здоровый, умный и красивый молодой человек — практически генофонд нации — пошел по неправильному пути и сейчас осужден пожизненно. Он и сам понимает, что то, что он сделал, уже нельзя исправить», — сказал защитник.