Выставку «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» готовили около года. Организаторам удалось привезти в Пушкинский произведения всех этапов — от ученических до самых последних. Основной блок работ приехал из музея Виктории и Альберта. Остальное добрали в британской библиотеке, галерее Тейт и Национальной портретной галерее.

Бёрдслей умер в 25, активно работал всего несколько лет, но творческая манера его постоянно менялась, рассказала куратор Анна Познанская.

Анна Познанскаякуратор«Центром выставки является проект «Саломея». Это пьеса Уайльда, для которой делал иллюстрации Обри Бердслей. И, конечно, «Саломея» была очень популярна в России в первой четверти XX века. Были и постановки, и какие-то переиздания на русском языке, мы поэтому показываем иллюстрации Бердслея к «Саломее», фильмы, костюмы, эскизы костюмов и прочие материалы, которые как бы сопровождали жизнь этой пьесы на рубеже столетий».

Бёрдслей и Уайльд получили известность по всей Европе ещё при жизни, что большая редкость для британской культуры. Оба повлияли на представителей мира искусства России Серебряного века, особенно на художников московской школы, которые работали для журналов «Весы», «Скорпион», «Золотое руно».

Александр Ливергантглавный редактор журнала «Иностранная литература»«Они не были друзьями, но они были знакомы. Главное, что они были единомышленниками. То, что делал один в литературе, другой делал в изобразительном искусстве, это явление довольно редкое. И тот, и другой сыграли очень существенную роль: один в развитии русского символизма и Серебряного века, а другой в движении «Мир искусства» и т.д. Без Бердслея и, в сущности, без эстетических манифестов Уайльда невозможны были бы два главных символистских, эстетских, а еще говорят декадентских журнала «Савой» и «Желтая книга» Саймонса».

Несколько лет назад две считавшиеся утерянными иллюстрации Бёрдслей к Оскару Уайльду нашлись в туалете британского пенсионера. В свое время он получил шедевры от деда и по простоте украсил ими уборную. На аукционе за работы удалось выручить двести тысяч фунтов.

Выставка в ГМИИ им Пушкина работает до 16 ноября.