Первые по IPO. Alibaba продал акций на 25 млрд долларов
Китайский интернет-гигант Alibaba Group провел крупнейшее в мире первичное размещение акций. Компания продала бумаг на 25 млрд долларов и уже обошла по капитализации Facebook и Amazon.com
Читать на полной версииПервичное размещение акций китайского интернет-гиганта Alibaba Group Holding Ltd. стало крупнейшим в мировой истории. По данным информационных агентств, банки-организаторы размещения согласились исполнить опцион на дополнительный выкуп бумаг и разместить их на бирже. Благодаря дополнительной продаже бумаг, «прикрепленных» к этому опциону, объем IPO компании увеличится с 21,8 до 25 миллиардов долларов.
Предыдущий рекорд мирового IPO-рынка был установлен в 2010 году. В тот год на биржу вышел Сельскохозяйственный банк Китая, который смог продать своих акций на 22,1 миллиарда долларов.
С самого начала размещение акций компании привлекло внимание почти всех крупных инвестиционных фондов. Вместо двухнедельного роуд-шоу компании потребовалось всего три дня, чтобы заполнить книгу заявок на свои бумаги. Из-за ажиотажного спроса организаторы повысили диапазон размещения с 60-66 долларов до 66-68 долларов. И в итоге книга все равно закрылась по максимальной цене.
Формально первичное размещение акций Alibaba прошло на прошлой неделе. Интернет-гигант для первичного листинга выбрал Нью-Йоркскую фондовую биржу. Организаторами размещения выступили Credit Suisse Group AG, Deutsche Bank AG, Goldman Sachs Group Inc., JPMorgan Chase & Co., Morgan Stanley и Citigroup Inc.
За несколько дней публичной истории акции интернет-гиганта уже продемонстрировали впечатляющую доходность. Только по итогам первой сессии в пятницу акции компании взлетели на 38% относительно цены размещения и достигли планки в 93,9 доллара. В результате капитализация компании достигла 231,4 миллиарда долларов, и Alibaba стала второй по стоимости интернет-компанией в мире, уступая только Google. Для сравнения, рыночная стоимость социальной сети Facebook и крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon.com сейчас составляет 202,5 миллиарда долларов и 158,2 миллиарда долларов соответственно.
Больше всех на продаже акций интернет-ритейлера заработали американская Yahoo! и основатели компании — президент Джек Ма и вице-президент Джое Тсай. Топ-менеджеры на продаже своих пакетов заработали около 850 и 300 миллионов долларов соответственно. При этом, Джек Ма стал богатейшим человеком в Китае с состоянием в 21,5 миллиарда долларов. Yahoo! на сделке заработала более 5 миллиардов долларов, половину из которых направит акционерам на дивиденды.
Крупнейший акционер Alibaba, японский SoftBank Corp., свои акции в ходе размещения не продавал. Но благодаря росту котировок компании инвестиционная компания уже заявила о получении дохода в размере около 4,55 миллиарда долларов из-за роста котировок акций китайского интернет-гиганта, который будет учтен в финансовых показателях за текущий квартал. SoftBank владеет пакетом в 32,4% и не планирует продавать свою долю в Alibaba.
Столь высокая оценка компании связана с тем, что инвесторы воспринимают акции Alibaba как ставку на рост китайского рынка электронной торговли. Сейчас к глобальной сети подключено около 330 миллионов китайских пользователей, а уже в 2016 году их число вырастет до 632 миллионов человек. При этом 280 миллионов пользователей являются клиентами Alibaba.
Фактически компания представляет собой платформу, на которой сходятся покупатели и продавцы, сама она розничной торговлей не занимается. Основные активы холдинга — ведущие китайские электронные торговые площадки для покупок Taobao и Tmall и сайт Juhuasuan. На эти ресурсы приходится 80% оборота электронной торговли в стране. Услугами Alibaba пользуется свыше 8 миллионов продавцов. Годовой оборот Alibaba составляет около 300 миллиардов долларов, годовая выручка — 8,46 миллиарда долларов. Операционная прибыль компании — 1,1 миллиарда долларов.