Минэкономразвития о санкциях: новых не будет, старые — надолго
По мнению Улюкаева, пик негативного эффекта от западных санкций придется на 2016-17 годы, а в следующем году эффект будет не столь заметен
Читать на полной версииИсключений на ввоз в Россию попавших под ограничительные меры грузов не будет. Бизнесу придется смириться с убытками. Это заявил премьер Медведев, выступая на панельной дискуссии в рамках сочинского инвестфорума.
Таким образом Медведев ответил на выступление губернатора Калининградской области Николая Цуканова, который посетовал на убытки предпринимателей из-за ситуации с ответными санкциями России.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что Запад не будет вводить новые санкции в отношении России. При этом уже действующие сохранятся надолго, и почти независимо от развития ситуации на Украине, заявил Улюкаев, общаясь с журналистами в кулуарах форума.
«Нам нужно готовиться реагировать на это. Но реагировать не введением каких-то контрсанкций, что я считаю непродуктивным, а поддержкой тех, кто попал под эти санкции», — сказал министр.
По мнению Улюкаева, пик негативного эффекта от западных санкций придется на 2016-17 годы, а в следующем году будет не столь заметен. Министр не согласен с прогнозом Европейского банка реконструкции и развития, который в четверг ухудшил прогноз по динамике ВВП России на следующий год.
Теперь ЕБРР ожидает спада российской экономики на 0,2%. Но Улюкаев не видит серьезной угрозы рецессии в 2015 году. В свою очередь, глава Минфина Силуанов заявил, что не исключает возможности распечатки Резервного фонда в 2015 году, если не будет выполнен план по доходам.
Ярослав Лисоволикглавный экономист Deutsche Bank в России«Я думаю, что очень многое будет зависеть от внешних условий, от ситуации с ценой на нефть, которая сейчас не очень ясна. В последнее время цены на нефть снижались и в результате фактически мы достигли тех уровней, на которых основан бюджет. Существенное снижение в дальнейшем может быть сопряжено с потерями доходов в бюджет. Обесценение рубля здесь вряд ли можно считать надежным фактором поддержки не только для бюджета, но и для всей экономики. Я думаю, политика слабого рубля — это ловушка и низкого роста, и низкого доверия в экономике. Поэтому для нас, наверное, ключевым среднесрочным ориентиром все равно остается цена на нефть. Помимо этого, конечно, важно то, каким образом будет развиваться ситуация с экономическим ростом. Его замедление в последнее время, безусловно, негативно влияет на доходную часть бюджета и на поступление ненефтяных доходов. Особенно заметно негативное воздействие от замедления экономического роста на такие налоги, как налог на прибыль. Все это, конечно, требует более активной работы по повышению эффективности госрасходов, и я думаю, в перспективе следующих нескольких лет этот фактор, а не попытки где-то повысить налоговое бремя будет определяющим с точки зрения устойчивости бюджета и сохранения Фонда национального благосостояния, Резервного фонда от чрезмерных трат».
На инвестфоруме в Сочи Алексей Улюкаев также сказал, что видит угрозу перерегистрации российского бизнеса в странах Таможенного союза, в частности, в Казахстане, из-за низких налогов.
Так будут ли введены новые санкции в отношении России? Как они могут отразиться на нашей экономике? На эти вопросы Business FM ответил председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики Андрей Нечаев.
Андрей Нечаевэкс-министр экономики РФ«Я не знаю, с чем связан оптимизм Алексея Валентиновича по поводу санкций. Поскольку, например, Европарламент недавно принял резолюцию о том, что он считает целесообразным отключить Россию от системы SWIFT. Решение такое пока не принято, но рекомендация Европарламента есть, и премьер Великобритании Кэмерон призывал к тому же. Значит, этот вопрос, по крайней мере, всерьез изучается. Хотя с другой стороны я был бы более оптимистичен в смысле сроков санкций. Если все-таки ситуация вокруг Украины нормализуется при российском участии, я вполне допускаю, что какие-то санкции будут отменены».
От санкций, по словам Нечаева, пострадают в той или иной мере все. Потому что главный момент этих санкций — кардинальное ухудшение условий заимствования за рубежом. Как для крупных компаний, так и для банков.
Андрей Нечаевэкс-министр экономики РФ«То, что для банков закрыт доступ к дешевым деньгам, означает, что вырастет стоимость кредитов внтури страны, для наших заемщиков. Для малого и среднего бизнеса, для граждан, для тех, кто рассчитывает на потребительский кредит или на ипотеку. Эти кредиты станут менее доступными, более дорогими, потому что дешевый источник денег почти полностью перекрыт. А корпоративный долг у нас — порядка 700 млрд долларов. Это немаленькая сумма».