На фоне разразившегося скандала с предъявлением обвинений и заключением под домашний арест главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова стало известно, что из-под стражи вышел фигурант другого громкого дела — бывший гендиректор компании «Уралкалий» Владислав Баумгертнер, обвиненный в злоупотреблении полномочиями.

Басманный суд Москвы освободил пробывшего почти девять месяцев под домашним арестом бизнесмена под залог в 15 миллионов рублей.

Первоначально информация о том, что Владислав Баумгертнер вышел на свободу, просочилась в западные СМИ. Wall Street Journal сообщила об этом, сославшись на действующего гендиректора компании Дмитрия Осипова. По данным топ-менеджера, решение было принято еще две недели назад.

Это оказалось правдой. А журналисты не узнали о нем, поскольку как раз в то время пресс-секретарь суда Анна Фадеева находилась в отпуске.

Сегодня она рассказала BFM.ru, что Следственный комитет России обратился в суд с ходатайством об изменении Баумгертнеру меры пресечения на залог в 15 миллионов рублей 1 сентября.

Просьба следствия

В свою очередь, адвокат Владислава Баумгертнера Дмитрий Шашков добавил порталу, что вначале защита подала это ходатайство следователю и тот его удовлетворил. «Ведь залог это дело добровольное и его нельзя заставить платить», — заметил защитник. Только после этого СКР обратился в Басманный суд Москвы.

По словам Анны Фадеевой, 1 сентября суд принял решение об освобождении Баумгертнера под залог в 15 миллионов рублей, и в тот же день деньги поступили на депозитный счет суда.

Анна Фадеевапресс-секретарь суда«С Баумгертнера взяли официальную расписку о том, что он теперь находится под залогом, и отпустили из СИЗО. Решение суда никто из сторон обжаловать не стал, и оно уже официально вступило в силу».

Независимый политолог, бывший шеф-редактор новостного портала «Полит.Ру» Михаил Захаров считает, что об освобождении Баумгертнера сразу же после заключения под стражу топ-менеджера крупнейшей нефтяной компании Евтушенкова объявили не случайно.

Михаил Захаровполитолог, бывший шеф-редактор новостного портала «Полит.Ру»«Так бы не стали анонсировать, а так пришлось это сделать. На Баумгертнера громко реагировали только в самом начале, когда его в Белоруссии задержали и Россия пыталась его вызволить. Для следственных органов не было большого смысла сообщать или не сообщать о его освобождении. А когда случилось задержание Евтушенкова и начали говорить, что наши правоохранительные органы такие репрессивные, и выдвигать многочисленные версии, которые включают многочисленных руководителей уважаемых компаний, то после этого, естественно, нужно было как-то продемонстрировать, что у нас не репрессивное и не избирательное правосудие, а честное и справедливое».

В Следственном комитете России воздержались от комментариев.

Стоит отметить, что до этого Владислав Баумгертнер неоднократно просил суд отпустить его под залог в 15 миллионов рублей, но всякий раз его ходатайство отклоняли.

«Калийная война»

Бывшего гендиректора компании «Уралкалий» называли заложником так называемой «калийной войны». Она разгорелась летом прошлого года, после того как «Уралкалий» вышел из партнерства с «Беларуськалием», обвинив его в несанкционированной торговле удобрениями и последующем обвале цен на рынке. В Белоруссии в отношении Владислава Баумгертнера возбудили уголовное дело, обвинив в «злоупотреблении властью и служебными полномочиями». 26 августа прошлого года топ-менеджер был задержан в аэропорту Минска, откуда возвращался после встречи с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Он месяц провел в следственном изоляторе Белоруссии, после чего его перевели под домашний арест на съемной квартире. Позже белорусские следователи переквалифицировали действия предпринимателя на статью «хищение», которое причинило ущерб на сумму 100 миллионов долларов. Белорусские правоохранители утверждали, что Баумгертнер действовал не один, а вместе с экс-владельцем компании сенатором Сулейманом Керимовым. Однако в итоге последнему никаких претензий, даже заочно, не предъявили.

Владислав Баумгертнер оказался в России 22 ноября 2013 года после того, как Следственный комитет России на основании материалов белорусских коллег 14 октября прошлого года возбудил свое уголовное дело — об организации злоупотребления полномочиями (ч.3 ст. 33 ч.2 ст. 201 УК РФ). По нему Баумгертнеру грозило до 10 лет лишения свободы. После того как Баумгертнера экстрадировали в Россию, ему предъявили официальное обвинение. Баумгертнера сняли с должности гендиректора ООО «Уралкалий», назначив на его место Дмитрия Осипова. Басманный суд по ходатайству СКР поместил его под домашний арест 10 декабря 2013 года.

Стоит отметить, что уже тогда эксперты прогнозировали, что спустя несколько месяцев Баумгертнер выйдет на свободу.

Следствие не уложилось в срок

В настоящее время срок следствия по делу продлен до 14 октября. Вероятно, он еще будет продлеваться. В любом случае, держать под домашним арестом «заложника» так называемой «калийной войны» следователи могли лишь год - до 22 ноября. По закону, это предельно допустимый срок нахождения под стражей по тяжким преступлениям. Сами же следственные действия следователи должны были завершить за 30 суток до истечения этого срока и передать материалы обвиняемому и защите на ознакомление.

«Судя по всему, сыщики просто не укладывались в срок и поэтому согласились изменить Баумгертнеру меру пресечения заранее», — прокомментировал BFM.ru сложившуюся ситуацию управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры». Он добавил, что после освобождения Баумгертнера срок следстствия может продлеваться сколь угодно долго.

Баумгертнер так и не признал вину

В свою очередь, адвокат Владислава Баумгертнера Дмитрий Шашков сегодня отказался прокомментировать BFM.ru ход расследования. Ранее в суде он не раз заявлял о невиновности своего подзащитного. Адвокат указывал на несостоятельность выводов следствия о том, что его клиент руководил действиями бывшего первого заместителя ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК) Константина Солодовникова, который летом прошлого года якобы расторг контракт между БКК и ее индийской фирмой-партнером на поставку удобрений. Защитник настаивал, что это не так, и контракт никогда не расторгался, и соглашение продолжает действовать до февраля 2015 года.