Когда Москва впервые встала в пробки. О том, как менялась архитектура столицы
С течением времени Москва менялась, приспосабливаясь к новым ритмам жизни, к новым условиям. Требования жителей большого города неизменно влияют на его архитектуру
Читать на полной версииПервый генплан Москвы разрабатывался в 1918-1924 годах, и тогда это делалось с чистого листа – опыта подобных проектов раньше не было. Был принят план, который прозвали «Солнечная лучевая система». Ядро в центре, от которого, как лучики отходили дороги, а между собой они соединялись тем самым Бульварным кольцом. С ростом населения план потерял свою актуальность, и было решено разработать более масштабную концепцию, которая бы смотрела в будущее. Москву решили раздробить на несколько «городов-садов». Тогда же была предложена идея избавиться от радиальной системы и перестроить город по прямоугольному принципу. Такие города лучше справляются с трафиком, пример тому американский Чикаго. Но этого не произошло, и как мы видим сегодня, Москва благополучно развивалась по радиальной системе, при этом погрязнув в пробках.
Позже столица развивалась по генплану «Сталинский», который включал в себя строительство тех самых знаменитых сталинских высоток. Начавшаяся война сильно изменила облик города, который затем в рекордные сроки был отстроен. В 1960 году слово «МКАД» впервые стало сакральным, а в 1971 году было решено строить город максимально удобным для горожан. Москву разбили на 9 округов, которые стали связаны между собой сетью дорог и автомагистралей. Этот генплан был первым реализован в полном объеме, и сегодня на 80% это та Москва, в которой мы живем. Оставшиеся 20% внесла перестройка и современное время. Лужков придумал «Генплан возможностей», который, по сути, оказался очередным дорогостоящим провалом. Бесконтрольно в центре Москвы строились уродливые бизнес-центры и гостиницы, город захламлялся палатками. Да, было завершено строительство Третьего транспортного кольца, но с точки зрения коммерческой реализации сделано это было ужасно. По данным экспертов, один километр ТТК стоил 117 миллионов долларов.
Автомобили ЗИМ (Завод имени Молотова) на площади Маяковского. Москва, 1957 год. Фото: ИТАР-ТАСС
С начала 2000 года благосостояние горожан начало расти, что привело к еще большим пробкам, которые теперь неразрывно связаны с образом Москвы. Тогда же в проектировании начали учитывать размер трафика. В 2007 году был предложен «Генплан необходимостей»: согласно нему Москва расширялась до бетонного кольца области, появляется новое Четвертое кольцо. В 2011 году Дмитрий Медведев решил границы Москвы расширить, что и произошло. Люди уснули в Московской области, а проснулись уже в Москве, где цены на их недвижимость выросли за ночь сразу в полтора раза.
Екатерина Румянцевапредседатель совета директоров Kalinka Group«Последние десятилетия архитектурный стиль Москвы изменился сильно, появляются новые тенденции, современная архитектура отличается от того, что было 50 лет назад. Москва приветствует современную архитектуру, становится космополитичным городом, где исторические здания соседствуют с современными объектами, но это не только бетон и стекло. Появились здания, которые гармонично вписываются в историческую архитектуру Москвы. К сожалению, чем выше становились жилые и офисные здания нашей столицы, тем более очевидными становились транспортные и экологические проблемы. Застройка центра Москвы носила хаотичный характер и не оценивала емкость социальной и транспортной инфраструктуры, не работала на опережающие события, не было верной просчитанной стратегии. В последнее время мы видим стремление властей реанимировать ситуацию и принимать решения, направленные на улучшение качества жизни и разгрузку транспортной инфраструктуры».
Атмосферу изменения городского пространства отобразили в своей новой выставке художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Москва: ускользающая реальность». Выставка рассказывает о неповторимом образе города, который менялся за последние сто лет. В живописных картинах органично сплетены реальность прошлого, фантазии, надежды и чаяния жителей столицы. В произведениях присутствуют элементы поп-культуры и городского дизайна, кадры черно-белого кино, детали быта, городские пейзажи. По словам председателя совета директоров компании RDI Дмитрия Аксенова, ускользающая реальность – это то неуловимое, что не передается дорожными картами, что невозможно отразить на схемах и графиках. Ведь город состоит не только из архитектуры, инфраструктуры и «пробок». Город – это прежде всего живущие в нем люди. И для каждого из них он предстает в своем неуловимом свете, в воспоминаниях и личных историях.
Дмитрий Аксеновпредседатель совета директоров RDI«Если посмотреть на Москву с точки зрения развития территорий и проследить эту историю от 80-х годов прошлого века до 2014 года, то мы увидим, как архитектура и дизайн эволюционируют от серого рационализма к новому стилю, направленному на человека и удовлетворение его духовных потребностей. Представленные на выставке картины точно отразили смену архитектурных тенденций и их тесную взаимосвязь с настроением в обществе. Москва изменяется, все более отчетливо проявляется тенденция ухода от типового строительства к полноценному освоению пространства, предлагающего людям не только комфортные условия, но и возможность развиваться и жить увлеченно. Новые тренды, которые наметились в дизайне, строительстве и комплексном освоении территорий как раз направлены на удовлетворение желаний горожан жить в культурном пространстве, которое привносит новые краски и питает вдохновение».
Экспозиция поделена на несколько частей, каждая из которых создает неповторимый образ Москвы разных эпох – от конца XIX века до наших дней. А. Виноградов и В. Дубосарский работают вместе с середины 90-х годов. В масштабных полотнах художники соединяют образы массовой культуры и рекламы c бытовыми сценами, описывая жизнь героев нашего времени. В новой выставке они выстраивают многоликий образ идеальной Москвы, где смешиваются история и современность.
Сегодня есть план развития Москвы до 2025 года, однако заглядывать нужно куда дальше – как минимум до 2050 года. Население столицы будет неуклонно расти, и новые строительные проекты должны будут, прежде всего, предусматривать высокую нагрузку на инфраструктуру и транспортное сообщение.