Кризис в российском туризме: как туркомпании становятся финансовыми пирамидами
За последние месяцы несколько крупных туристических операторов объявили о своем банкротстве. Тысячи туристов лишились отдыха и потраченных денег. Специалисты попытались разобраться в причинах случившегося
Читать на полной версииТуристические компании продолжают банкротиться, очередные рейсы 13 и 14 сентября доставили российских туристов домой из Греции, Испании и Китая. У клиентов разорившихся турфирм – прерванный отпуск и потерянные деньги. За последние месяцы тысячи людей стали жертвами туристических операторов, ведущих нечестный бизнес.
Почти все туристические компании объявляли о своем банкротстве внезапно. Вчера они принимали платежи от туристов за услуги, которые собирались оказать в будущем, а сегодня уже сняли табличку с дверей и объявили о банкротстве. Причем компании не оповещали своих клиентов должным образом, например, обзванивая их по телефону, направляя им смс или электронное письмо. Клиенты узнавали об этом по телевизору, в аэропортах, где им говорили, что их билеты не выкуплены турфирмой, или на ресепшене гостиницы за границей, где их с нерадостным сообщением ждал менеджер отеля, сообщая, что их номера не оплачены. Туристические компании не планировали проводить финансовое оздоровление и возвращать деньги клиента – они лишь были заинтересованы в банкротстве и скорой ликвидации. Российский клуб финансовых директоров провел исследование, сделанное на основе банкротства девяти крупных туроператоров: «Нева», «Атлас», «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Идеал-Тур», «Интаэр», «Нордик-стар» и «Солвекс-турне». Их разорение повлекло за собой убытки для более чем 25 000 россиян, находящихся за границей в отпуске.
Эти действия характеризуют реальные намерения компаний и их владельцев. Многие из них имеют зарубежные корни и не публикуют своих истинных получателей прибыли на территории России, остаются скрытыми как от клиентов, так и от фискальных органов и суда. Конечный бенефициар, получающий все доходы от туристического бизнеса в России и подавший на банкротство, находится в безопасности.
Финансовые отчетности компаний показывают, что из года в год они работают с минимальной наценкой и прибылью, а зачастую и в убыток. Следовательно, отчеты эти не показывают реального положения дел. Многие руководители туроператоров имеют бизнес в других отраслях экономики, с помощью которых они могут уходить от уплаты налогов и перебрасывать финансы из своего туристического бизнеса в другой, который, по их мнению, более нуждается в немедленном финансировании. Они надеются, что с течением времени деньги вернутся обратно в туристическую компанию, но обычно им этого не удается сделать в полном объеме и в нужный момент. В результате наступает острая нехватка денег.
Учреждение компаний носит формальный характер, в уставах кроме туристической деятельности записано еще множество других услуг и видов деятельности, не относящихся к туризму. Уставной капитал в большинстве случаев не превышает 10 000 рублей, то есть ответственность собственников перед кредиторами – минимальна. В ходе дальнейшей деятельности компании уставной капитал не поднимают, собственный капитал не наращивают. При наступлении форс - мажорных обстоятельств такие компании будут просто неспособны произвести необходимые выплаты пострадавшим.
В качестве эксперимента экспертная группа проанализировала двадцать компаний, имеющих финансовую гарантию на сумму свыше 100 млн рублей. Чистая прибыль десяти компаний из двадцати в 2013 году оказалась меньше 5 миллионов. Поверить в эту информацию сложно. Почти весь годовой оборот туриндустрии в России приходится на десятку этих компаний, которые занимают топовые позиции. Если сравнить прибыль с оборотами, то выходят соотношения, говорящие о том, что владельцы данных компаний чистые благотворители.
«Нева»
Несмотря на то, что «Нева» являлась крупнейшим туроператором в России, уставной капитал компании равнялся 9 000 рублей. Чистый долг «Невы» на конец 2013 года составил 554 134 тысячи рублей. По финансовой отчетности четко прослеживается увеличение задолженности из года в год. Так, в 2010 году чистый долг «Невы» вырос на 224 % с 2009 года: с 64 322 до 208 668 рублей. В течение последних трех лет (с 2011 года) у компании увеличилась дебиторская задолженность. Объём займов и кредитов «Невы» в течение пяти лет стабильно повышался. Кредиторская задолженность достигла пика в 2011 году (492 514 тысяч рублей). Эксперты делают вывод, что мы имеем дело с неэффективным использованием денежных средств или недостоверным балансом.
Как правило, если в течение трех лет собственный капитал компании является отрицательным, и она не увеличивает свой уставный капитал, то налоговые органы обязаны инициировать ее ликвидацию. Это должно было быть сделано еще в 2011 году. Однако никто из надзорных органов не обратил внимания на ухудшающееся финансовое положение компании и не предпринял соответствующих мер.
«Солвекс-турне»
«Солвекс-турне» – последний из разорившихся туроператоров и крупный игрок в туристическом секторе Северо-Западного округа. Согласно данным информационной системы «Спарк-Интерфакс», в 2012 и 2013 году компания имела долги почти в 250 млн. рублей. Собственный капитал компании в период с 2009 по 2011 годы был отрицательным. «Солвекс-турне» был зарегистрирован в 1994 году. Эта петербургская фирма входит в группу компаний «Солвекс», которая имеет представительскую сеть в России (Санкт-Петербург, Москва), СНГ (Киев, Минск) и в Болгарии (София, Варна). Юридически компании независимы друг от друга. Примерно 90 % продаж «Солвекс-Турне» проходило через туристические агентства – это около 2,000 агентств и примерно 64 компании, которые работали по франшизе.
Материал предоставлен Российским клубом финансовых директоров
Туроператор или турфирма, как юридическое лицо, должны быть финансово обеспеченными. Подтверждением служит договор страхования гражданской ответственности или банковской гарантии на сумму для туроператоров по международному туризму – 30 млн. рублей, по въездному туризму – 10 млн. рублей, по внутреннему туризму – 500 тысяч рублей. Но это вовсе не означает, что подобная сумма должна быть на их счёте – речь идёт только о страховании своей деятельности на условиях договора страхования, который часто составляется таким образом, что страховые выплаты получить по нему очень сложно, а в полном объеме вообще невозможно. Страховой тариф составляет около 0,4 % в год, т.е. для международного туризма – 120,000 рублей.
По данным на 2013 год в реестре числилось 2,187 туроператоров, занимающихся международным въездным и выездным туризмом и 2,421 компании, специализацией которых является внутренний туризм. Российский клуб финансовых директоров составил среднюю смету на открытие туристического бизнеса: открытие фирмы составляет порядка 500 тысяч рублей, т.е. порог входа на рынок не высокий. Туроператор, который выходит на новое направление и стремится занять определенную нишу на рынке, серьезно снижает стоимость продукта для своих клиентов. При этом выпадающий доход представитель туриндустрии рассчитывает получить от прибыли за счет роста продаж туров в другие страны или в тот момент, когда туроператор займет лидирующие позиции по тому или иному направлению. В условиях снижения числа клиентов в последние годы получить желаемую прибыль стало крайне затруднительно.
Говорить об умышленном сговоре туроператоров и авиаперевозчиков некорректно. Его не было и эта версия не состоятельна. В России туристические операторы заранее выкупают блоки мест у авиакомпаний. Но если туроператор отказывается от выкупленного блока мест в самолете, авиаперевозчик забирает себе депозит в размере 10%. В итоге туроператор вынужден либо терять депозит, либо продавать туры опять же себе в убыток, чтобы сократить собственные потери. Но слово «сговор» часто звучит у людей, которые просто хотят купить билет на рейс самостоятельно. Авиакомпания до последнего момента держит блок на рейс под туроператора, зная, что гарантированно сумеет взыскать с туристической компании компенсацию и еще останется в прибыли даже большей, чем с проданных единичных билетов.
Российский клуб финансовых директоров предлагает увязать размер финансового обеспечения туроператоров с его оборотом, то есть чем выше оборот, тем больше должно быть обеспечение. Сейчас финансовая устойчивость туроператора не влияет на его право осуществлять свою деятельность. И это крайне неправильно, отмечают эксперты: финансовые гарантии в размере 100 млн рублей, которые действуют сейчас, в ряде случаев недостаточны. При банкротстве крупного туроператора, который входит в лидирующую группу игроков, этих денежных средств не хватит для выплат туристам. Специалисты считают необходимым ввести выверенное соотношение объема страхового фонда и количества клиентов. Иначе каждый турист в итоге получает смехотворную сумму, на которую он не сможет даже вернуться домой в случае банкротства туроператора.
За рубежом давно выработаны механизмы функционирования туроператоров. Во многих странах существуют жесткие требования к убыточным туроператорам. Размер их финансовых гарантий достигает 100% от оборота. Таким образом, государство пытается снизить риски банкротства компаний и финансовый вред, который те могут нанести туристам.
В России самым слабым звеном в правильной работе туристического сектора является страхование. Отечественные компании не работают по чёткой схеме страхования каждой путёвки, поэтому и возникают столь сложные проблемы с возвратом средств клиентам. Туроператоры, как правило, выбирают мелкие страховые компании с невысокими ставками, чтобы формально выполнить требования закона. Такие компании готовы страховать представителей рискованного сектора, так как сами часто заточены на сбор денег и острое сопротивление при предъявлении требований выполнять страховые обязательства и платить по счетам. Эксперты РКФД уверены в необходимости страхования ответственности туроператоров исключительно у страховых компаний из ТОП-50.
Туроператоры полагаются на «Турпомощь» и при этом платят ей небольшие членские взносы. К сожалению, туристы в России также мало задумываются о страховании как своей жизни в поездке, так и иных рисков. Более того, пытаются сэкономить, отказываясь от страховки полностью, что приводит к печальным последствиям в случае форс-мажора, либо разорения компании.
Материал предоставлен Российским клубом финансовых директоров
За границей экстренные медицинские услуги и деньги считают иначе, нежели в нашей стране. В экстренных ситуациях любому человеку окажут необходимую помощь, но как только он придет в сознание, первое, что спросит сотрудник медицинского учреждения, будет: «На кого выписывать счёт?». И в этом плане очень показателен случай, когда такие счета были выписаны нашим соотечественникам, раненным акулами в Египте. Сначала по всем СМИ прошло сообщение о том, что страховщики отказываются оплачивать лечение в полном объёме, потом – что оплатили и подали на клиентов иски в суды о возмещении расходов. Дело в том, что у большинства туристов сумма страхового покрытия ограничивалась 15 000 у.е. А стоимость лечения выливалась в 30 000 у.е., а то и в 50 000 у.е.
Всем гражданам, выезжающим за рубеж, рекомендуется застраховать свою путёвку, чтобы исключить финансовые потери. Цена не столь велика, всего 1—2% от стоимости тура. Если этого не сделать, то можно столкнуться с такой ситуацией, когда турист сидит в аэропорту и ждет, когда государство вывезет его на родину. Формально, государство не несёт никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, но будет вынуждено за свой счёт силами МЧС или Ростуризма возвращать своих граждан из-за рубежа за счет средств бюджета.
В текущих проблемах туристов виновата жадность как туркомпаний, так и самих туристов. Жадность туроператоров характеризуется желанием снизить размер взносов в компенсационный фонд. Каждая компания сейчас платит 100 тысяч рублей в год за членство в ассоциации «Турпомощь». Между тем, всё большее число участников этого сегмента рынка предъявляет требования снизить эту сумму до 30 тысяч рублей в год. В этом случае компенсация пострадавшим гражданам будет ещё меньше, а стоимость путёвок вряд ли существенно сократится.
Для сравнения, в Европе действует серьёзная система страхования туристической деятельности, которая регулируется директивой Евросоюза «О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах». Данный документ предусматривает обязательное заключение договора страхования, а также выдачу банковской гарантии, которые помогают туристам избежать неприятностей при банкротстве турфирмы или при ненадлежащем исполнении ею обязательств. В Австрии сумма страховой гарантии составляет 10—12 % годового оборота (минимум 363 тысяч евро) компании, оказывающей услуги отдыхающим за рубежом. Эта сумма покрывает издержки туристов при ненадлежащем выполнении фирмой своих обязательств перед клиентами, а банковская гарантия вступает в силу при банкротстве туроператора. В Италии действует гарантийный фонд, в который все туроператоры ежегодно должны перечислять установленные суммы. В Великобритании урегулирование последствий непредвиденных ситуаций возложено на Ассоциацию туристических компаний, в которую обязаны вступать и туроператоры, и турагенты. Такая система организации деятельности позволяет избегать случаев, когда нужно уговаривать субъектов турбизнеса немедленно перечислить определённую сумму денежных средств для спасения компании.
В стране насчитывается огромное число туристических операторов, некоторые из них работают по принципу финансовой пирамиды. Они строят свою работу на росте числа клиентов на каждый следующий день. Истинную причину своего банкротства они скрывают и прикрываются снижением турпотока, увеличением числа отказов, возникающими сложностями с перевозчиками. Но при грамотной работе каждой конкретной компании, эти факторы не способны привести к сиюминутному краху. Это должно привести к снижению оборотов или незначительным и временным убыткам, но никак не к банкротству и ликвидации юридического лица.
Многие туристы стараются по возможности организовать поездку заранее, пока стоимость ее не выросла. Клиенты турфирм могут оплачивать путёвку даже за полгода, особенно популярно раннее бронирование на новогодние праздники. Компаниям самим выгодно работать по такому принципу – у них появляются свободные деньги, которые можно использовать в течение нескольких месяцев. Фактически, деятельность туроператоров начинает сводиться к получению прибыли от имеющихся депозитов. Так часто делают физические лица, у которых есть свободные средства – они вкладывают их в собственные проекты, «прокручивают» и получают сверхприбыль, а потом какой-то процент отдают вкладчику, который не прикладывает никаких усилий, чтобы заработать. Принципиальное отличие от туроператоров состоит здесь в том, что они обогащаются на чужих средствах.
Материал предоставлен Российским клубом финансовых директоров
К образованию финансовых пирамид в секторе туризма приводят и российские особенности ведения бизнеса. К сожалению, зачастую долги перед государственными компаниями остаются без внимания, на них попросту закрывают глаза. Ярким примером этому стал перевозчик «Оренбургские авиалинии», который накопил долг в 1,5 миллиарда рублей. Получается, на протяжении достаточно длительного периода этот долг никто не замечал и позволял компании увеличивать финансовый недостаток. Результат всем хорошо известен. Представители бизнеса чувствуют полную безнаказанность и вседозволенность – хочу плачу, хочу не плачу, хочу вовремя перечисляю деньги или когда получится.
Ростуризм неоднократно обращался в правоохранительные органы с просьбой проверить состояние дел «Невы», «Розы Ветров Мир» и «Экспо-тура» на предмет преднамеренного банкротства, но эти обращения остались без должного внимания.
Сейчас, чтобы открыть свою турфирму, достаточно зарегистрировать юридическое лицо, снять офис, подключить интернет, подобрать персонал и начать работать. Такую свободу на рынке ввели несколько лет назад. Уменьшилось госрегулирование, его жесткость и объем проверок. Раньше было обязательное лицензирование, а теперь его нет. Кроме того, предлагается вернуть в отрасль все убранные рычаги регулирования, что позволит предотвратить многие банкротства.
Туристический бизнес – один из немногих рынков в России, на котором нет монополистов и действительно много игроков. В условиях тесной конкуренции прибыль по российским меркам получается весьма скромная. Турагентства зарабатывают с отправки каждой группы в лучшем случае 15 %, в среднем за год прибыль в большинстве случаев – ниже 10 %. Неудивительно, что по статистике через два года остаётся только 10 % из вновь открывшихся компаний.
Авторы исследования делают выводы, что большинство туристических компаний не имеют собственного капитала основных средств, при банкротстве терять им нечего. Бенефициары таких компаний умышлено ведут туристический бизнес именно таким образом. Следовательно, они могут принимать любые решения, невзирая на закон и нормы общественного поведения. Туркомпании не разъясняют туристам все риски и не дают рекомендации как с ними бороться. При том, что рынок туруслуг является социально значимым, так как имеет дело с большим количеством людей и дальними поездками, законодательное регулирование в этой сфере недостаточно развито. Целевое использование денежных средств, получаемых тур компаниями от туристов, не подвергается должным проверкам.
Фото: ИТАР-ТАСС
Авторы исследования рекомендуют повысить требования к уставному и собственному капиталу туркомпаний в соответствии с количеством обслуживаемых клиентов. В финансовую отчетность туркомпаний нужно внести дополнительный отчет, который бы подтверждал целевое использование средств туристов. Для более прозрачной системы работы туристической отрасли необходимо ввести понятие «электронной путёвки». Каждую проданную туроператором путёвку нужно будет занести в электронную базу данных «Турпомощи». Электронные путёвки дадут возможность отследить оборот туроператора и в случае необходимости повышения уровня финансовых гарантий. Тогда будет возможно точно отследить сколько путёвок продано, на какую сумму, каков оборот туроператора. Турист по этой базе сможет проверить, застрахована ли конкретная путевка или нет. Кроме того, единый реестр электронных путёвок станет стимулом для компаний работать, не прибегая к финансовым нарушениям, и позволит повысить прозрачность туристического рынка.
Страхование обязательств туроператора по каждому туру в отдельности в случае его банкротства позволило бы путешественнику получить компенсацию в полном объёме, а не частично, как зачастую получается сейчас. Решением проблемы могут стать и другие меры. Наличные деньги за путевки должны идти не в кассу туркомпании в офисе, откуда любой директор может взять деньги на личные нужды, а вноситься на счет туркомпании через уполномоченный банк, исключив таким образом накопления остатков наличности к кассе компании. Комплекс этих мер позволит изменить ситуацию на туристическом рынке России и снизить риски для туристов.