В Бутырском суде Москвы сегодня начался громкий процесс над 15-летним школьником Сергеем Г., взявшим в заложники свой класс, а также застрелившим учителя и полицейского. Подсудимый частично признал вину. Однако это не будет иметь принципиального значения: прокуратура не станет требовать для школьника какой бы то ни было срок. Обвинение просит направить юношу на принудительное лечение.

Дело в том, что специалисты института им. В.П. Сербского выявили у юноши серьезное заболевание — недифференцированную шизофрению в острой форме. Медики признали мальчика невменяемым и рекомендовали направить его на лечение в психиатрический стационар. Поэтому вместе с делом в суд вместо обвинительного заключения поступило ходатайство следствия о применении к Сергею Г. мер медицинского характера.

Несмотря на большой общественный резонанс, для слушаний выделили очень маленький зал, в котором не смогло уместиться и десятка пишущих журналистов.

Представителям телеканалов и вовсе пришлось ждать новостей на улице: по закону показывать лицо несовершеннолетнего нельзя.

В зале суда подсудимый выглядел вовсе не как психически больной человек — коротко стриженный, опрятный юноша в очках, черной толстовке, темно-синих джинсах и новых кроссовках без шнурков.

Впрочем, по словам его адвоката Владимира Левина, это впечатление на самом деле обманчиво. «Его состояние напоминает амок, когда возникают внезапные приступы ярости. Это когда человек сидит курит бамбук, мимо кто-то идет. Он вскочил, убил его и дальше сидит курит. Внезапные вспышки», — объяснял защитник журналистам.

Впрочем, в суде юноша никакой агрессии не проявлял. Напротив, был предельно собран и на вопросы судьи Юлии Шелеповой отвечал без запинки.

Назвал возраст — 15 лет, сообщил адрес и пояснил, что на момент инкриминируемых деяний учился в 10 классе.

Поскольку юноша не достиг 16-летнего возраста, в суде помимо адвоката его интересы представляла мама — 36-летняя Ирина Гордеева, признанная законным представителем.

А вот из потерпевших (ими по делу признаны 24 человека: 21 одноклассник, вдовы двух погибших и раненный Сергеем Г. полицейский — BFM.ru) — никого не было.

Как сообщила судья, им направили повестки, однако никто почему-то на вызов суда не отреагировал.

Почти сразу же адвокат подсудимого попросил закрыть процесс от прессы. «[Сергею Г.]15 лет, и он по закону имеет право на закрытое заседание, — мотивировал свое ходатайство Владимир Левин. — Также в деле есть экспертиза института им. Сербского, в ней есть материалы, которые не должны выходить за рамки закрытого заседания».

Подсудимый поддержал защитника. Аналогичное мнение высказала его мать. А прокурор Людмила Баландина не стала возражать.

На принятие решение судья взяла 15 минут. Она согласилась с доводами защитника, отметив, что по закону дела в отношении граждан, не достигших 16 лет, могут слушаться в закрытом режиме. Кроме того, врачебная тайна охраняется законом.

После этого прессу попросили удалиться, и Людмила Баландина озвучила ходатайство о применении к мальчику мер медицинского характера. В нем были изложены обстоятельства дела.

Они таковы. Утром 3 февраля этого года ученик 10 класса «А» школы № 263 в столичном районе «Отрадное» Сергей Г. взял две охотничьи винтовки своего отца и отправился к себе в школу. Подросток застрелил 29-летнего учителя географии Андрея Кириллова и взял в заложники свой класс. Юноша ранил старшего сержанта полиции Владимира Крохина, который вместе с напарником прибыл на место происшествия. Его коллегу, прапорщика Сергея Бушуева, парень убил.

Юношу уговорил сдаться его отец. На следующий день Басманный суд его арестовал.

Десятикласснику предъявили обвинение по трем статьям: в убийстве двух лиц, совершенном в связи с осуществлением лицом своей служебной деятельности, покушении на убийство, а также в захвате заложника, повлекшем умышленное причинение смерти человеку (п.п. «а» «б», «к» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 и п. п. «а» и «б» ч.2 ст. 105, ч. 4 ст. 206 УК РФ). Однако за все школьнику грозило не более 10 лет колонии, так как он совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Впрочем, в колонию парень вряд ли отправится в связи с невменяемостью. Как рассказал после окончания слушания Владимир Левин, выслушав фабулу дела, его подзащитный сказал, что обвинение ему понятно и он частично признает вину. По словам защитника, так подсудимый ответил по совету адвоката. «Я не согласен с квалификацией действий своего подзащитного», — пояснил защитник. От более подробных комментариев он отказался.

По прогнозам участников процесса, разбирательство может занять около двух месяцев. Слушать дело судья планирует не реже чем раз в неделю.

Процесс продолжится 15 сентября. Ожидается, что в этот день начнется допрос потерпевших.