Глава ЛНР уже подчеркнул, что ряд пунктов протокола вызывают у ЛНР И ДНР вопросы, но их согласились включить в документ, чтобы не тормозить мирный процесс. Как он сказал, в законе об особом статусе должен быть зафиксирован статус русского языка, и обязательства Киева не препятствовать экономическим связям с Россией.

Кроме того, нужно разбираться, что Киев понимает под «незаконными вооруженными формированиями»: выводить надо технику армии Украины и Нацгвардию, отметил Плотницкий. И как он сказал, закон о недопущении репрессий за события на востоке Украины должен быть «без обмана».

Минский протокол включает в себя 12 пунктов. Он опубликован на сайте ОБСЕ. Первым пунктом обозначено «обеспечение незамедлительного двухстороннего прекращения применения оружия». Следующим — мониторинг и верификация режима перемирия со стороны ОБСЕ. Далее оговаривается будущий статус Донецкой и Луганской областей.

В документе сказано, что решено «провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», т.е., закона об особом статусе.

Необходимо обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с этим законом. Стороны обязаны освободить всех заложников, вывести незаконные вооруженные формирования, технику и наемников с территории Украины.

Оговаривается принятие закона о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями на востоке страны, мониторинг со стороны ОБСЕ на украинско-российской границе, продолжение инклюзивного общенационального диалога, принятие мер по улучшению гуманитарной ситуации и принятие программы экономического возрождения Донбасса. Участникам консультаций в Минске предоставляются гарантии личной безопасности.

Что может представлять собой этот «особый статус самопровозглашенных республик внутри Украины? Об этом в эфире Business FM рассуждает директор киевского Центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав Ковтун.

Вячеслав Ковтун: Я так понимаю, что учтена часть предложений этих новообразований. Они заявили, что ни в коем случае не буду разоружаться. Что они хотели бы контролировать на своей территории порядок, особое назначение прокуратуры. Они на этом настаивают. Почему? Потому что экономически это нежизнеспособные образования. Они контролируют всего 25% территорий Донецкой и Луганской областей. Поэтому в первую очередь, они хотят сейчас получить военный и полицейский контроль на своей территории.
Отдельные районы Донецкой и Луганской областей — это что означает? По какому принципу будут определяться районы — по существующим границам областей, кто что контролировал на момент подписания?
Вячеслав Ковтун: Судя по высказываниям украинских официальных лиц, кто что контролировал на момент подписания. Потому что силы АТО, как говорят военные, не уйдут с территории, которую они сейчас контролируют. Это три четверти Луганской и Донецкой областей.
Закон об особом статусе должна принимать Рада. Там какие шансы на принятие? Кто может заблокировать? Или Порошенко все-таки отложит его до того момента, когда Рада приступит к работе в новом составе?
Вячеслав Ковтун: Здесь риск существует. Поскольку сейчас разворачивается избирательная кампания, и многие политические партии хотели бы показать себя ультрапатриотами. Я не исключаю, что с требованиями о ревизии этих соглашений может выступить Юлия Тимошенко. Наверное, часть других радикальных партий. Но в целом, если президент Порошенко проведет разъяснительную работу с депутатами, шансы на принятие такого закона достаточно высокие.
Есть еще один очень сложный вопрос. Киев обещает, фактически, амнистию ополченцам, которых называл террористами. Как общественность к этому отнесется?
Вячеслав Ковтун: Очень негативно. Нужно понимать, что отрицательный заряд, полученный в результате войны, вызвал в обществе негативное отношение к тем, кого называют террористами. Как этот вопрос будет решаться, пока не знаю.
После обнародования минского протокола представители самопровозглашенных республик начали делать уточняющие заявления. Это выглядит так, как будто раньше они проект документа не видели, или он изменился, пока дошел до окончательной своей формы. Почему так происходит?
Вячеслав Ковтун: Я так понимаю, что ранее они делали очень радикальные заявления о своей независимости, о том, что до Нового года они освободят территорию Донецкой и Луганской областей и пойдут дальше — на Киев, на Львов. А сейчас они вынуждены под давлением Кремля отступить. Но перед своими сторонниками, которые тоже погибали, они хотят сохранить лицо.
Представители ополчения утверждают, что за сутки украинская армия больше 10 раз нарушила перемирие. В свою очередь, СНБО Украины заявляет, что Киев продолжает соблюдать режим прекращения огня, несмотря на обстрелы. Жители Мариуполя и Донецка сообщают, что в городах слышны залпы тяжелых орудий. По данным СМИ, уже после перемирия есть первые жертвы.