Для достижения мирного процесса и прекращения кровопролития Москва, по словам Владимира Путина, будет делать все возможное. На встрече в Минске подробно обсуждался гуманитарный кризис. «Достигнуты определенные договоренности», — сказал российский президент, отметив, что его украинский коллега не отрицает сложность этой ситуации. Она не может быть охарактеризована иначе как катастрофическая.

Член экспертного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов не исключает, что договоренности, которые так или иначе достигнуты, могут не привести к результатам, а война продолжится: к сожалению, такая вероятность присутствует.

Алексей Арбатовчлен экспертного совета Московского центра Карнеги«В политике часто существуют обратные связи. Россия по понятным причинам дипломатически говорит, что она никаких условий для прекращения огня не ставит и не выдвигает никаких требований, что это внутреннее дело Украины и отношения Киева и мятежных регионов Украины. На самом деле все обсуждавшиеся темы, касающиеся экономических отношений Украины с Таможенным союзом, с Европейским Союзом (подспудно, конечно, имелся в виду и военно-политический статус Украины, то есть останется ли она внеблоковой) — это все есть как раз те условия, которые повлияют на возможность прекращения огня под международным наблюдением.Мы помним, что уже пару месяцев назад были обнадеживающие договоренности, и даже несколько дней просуществовало перемирие, хотя оно и нарушалось то с одной, то с другой стороны. Но вслед за тем Киев, мне кажется, совершил просто стратегическую ошибку, решив все-таки военным путем решить этот вопрос. Наверно, это обусловливалось также и внутриполитическими причинами и факторами в Киеве, но результаты, как мы видим, плачевные. С тех пор очень много людей было убито, в том числе мирных жителей, огромные разрушения, и военное решение вопроса сейчас дальше, чем когда бы то ни было. Если бы тогда не было нарушено перемирие, наверно, мы сейчас уже находились бы на том этапе процесса, к которому только подошли вчера в Минске».

Почему минский саммит не привел к договоренностям о прекращении огня?

Евгений Минченкодиректор Международного института политической экспертизы«Они договорились, что продолжат договариваться. Это хорошо. Там были представители Донецкой или Луганской народных республик? Их там не было. А с кем обсуждать? Если бы Путин сказал: «да, мы обсуждаем вопросы перемирия», то есть фактически признал, что Россия является воюющей стороной, а мы, как известно, это отрицаем. Поэтому я думаю, что тут в принципе не могло быть достигнуто каких-нибудь договоренностей.При этом Порошенко сказал, что он знает, с кем он будет разговаривать в качестве представителей Донбасса — с теми депутатами Верховной рады, которые будут избраны от территории, то есть ждем 26 октября. Вопрос в легитимности этих депутатов: как они будут там избираться. Давайте вспомним выборы президента Украины, когда была мизерная явка на Донбассе. Но с другой стороны, надо заметить справедливости ради, что так называемые парламенты Донецкой и Луганской народных республик тоже вообще-то никто не выбирал, они не проходили через процедуру выборов, и механизм их формирования тоже достаточно спорный.Проблема в том, что Порошенко заявил себя фактически президентом войны. Он же в своем обращении к нации по поводу роспуска парламента сказал: «Мы сейчас выберем тех, кто за войну до победного конца. Мы зачистим «пятую колонну» и тогда мы придем к победе». Я думаю, что какой-то мотивации сегодня у Порошенко идти на мирные переговоры нет. Его может подвигнуть к этому только или социально-экономическая катастрофа, или жесткое военное поражение».

Напомним, лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Украины и представители ЕС в Минске обсуждали ситуацию на Украине и возвращение Донбасса к мирной жизни. Договорились, что будет подготовлен план для прекращения огня на востоке страны и возобновится деятельность контактной группы Украина-Россия-ОБСЕ. Для преодоления экономических разногласий будет активизирована работа группы ТС-ЕС-Украина по ассоциации Киева и Брюсселя. Будут продолжены и переговоры по газу.