От условного срока до 3,5 лет реального заключения получили в понедельник по приговору Замоскворецкого суда Москвы четверо участников массовых беспорядков на Болотной площади. Самое мягкое наказание 3 года и 3 месяца лишения свободы условно суд назначил пенсионерке Елене Кохтаревой. В ходе судебного процесса она единственная из подсудимых полностью признала вину.

Перед оглашением приговора стражи порядка решили перестраховаться: к зданию суда были стянуты наряды полиции, а рядом припарковали несколько полицейских автобусов. Однако перекрывать улицы и огораживать территорию, как это было, когда зачитывали приговоры другим участникам «Болотного дела», в этот раз не стали. В помощь приставам прислали сотрудников спецназа.

Поддержать подсудимых приехали около трех десятков человек. Многие были из «Комитета 6 мая». Люди надели значки, надписи на которых гласили: «Свободу героям», «Свободу узникам 6 мая». Среди собравшихся была замечена и участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, которая выделялась из толпы зелеными волосами.

Приговор по «телевизору»

Когда фигурантов вели в зал, толпа шумно приветствовала их криками: «Свободу!». Внутрь смогли попасть лишь несколько представителей СМИ остальным пришлось ждать оглашения приговора на первом этаже, где была организована видеотрансляция.

На скамье подсудимых помимо 58-летней Кохтаревой оказались трое: 27-летний лидер движения «Антифа», член координационного совета оппозиции Алексей Гаскаров и гражданские активисты 24-летний Илья Гущин и 43-летний Александр Марголин.

Всем подсудимым инкриминировали «участие в массовых беспорядках» и «применение насилия в отношении представителя власти» (ч.2 ст. 212 и ч.1 ст. 318 УК РФ). В ходе судебного разбирательства пенсионерка находилась под подпиской о невыезде, а остальные под стражей.

Из приговора следовало, что 6 мая 2012 года Кохтарева и другие «грубо нарушили порядок и правила проведения общественного мероприятия», пытались прорвать полицейское оцепление, мешали стражам порядка задерживать демонстрантов, избивали их, а также забрасывали сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск различными предметами.

Так, Алексей Гаскаров, пытаясь предотвратить задержание одного из митингующих, схватил за ногу сотрудника полиции Ибатуллина, повалил его на асфальт и начал вместе с другими демонстрантами избивать его. Кроме того, он «умышленно применил физическое насилие» к командиру 4-й роты внутренних войск Булычеву: «схватил его за левую руку и резко дернув на себя, вырвал из цепочки оцепления, образовывая проход».

Если верить приговору, пенсионерка Кохтарева ничем не уступала подсудимым-мужчинам. «Осознавая противоправный характер своих действий, она прорвала полицейское оцепление, вышла за пределы территории, согласованной для проведения мероприятия, и применила насилие не опасное для жизни к бойцам Сеченкову и Тарасову», говорилось в приговоре. Увидев, что стражи порядка пытаются отвести в полицейский автобус нарушившего порядок митингующего, женщина попыталась вызволить его, схватившись руками за бронежилеты сотрудников полиции, наносила удары по шлемам.

«Прицельные броски» пенсионерки

Кроме того, Кохтарева швырнула в сторону «неустановленного сотрудника полиции» древко от флага, а также «взяла в руку не менее трех пластиковых бутылок и прицельно бросила их в неустановленных» полицейских.

Всего в тот день от действий демонстрантов пострадали «не менее 79 представители власти», сказала судья. Кому-то разбили нос и причинили сотрясения мозга, кто-то получил химический ожог глаз из-за того, что митингующие использовали газовые баллончики.

Стоит отметить, что в ходе судебного разбирательства, которое началось в конце апреля, лишь Кохтарева полностью признала вину. Пенсионерка заявила, что «была введена в заблуждение о действующей власти, а также о целях и задачах представителей оппозиции». Она извинилась перед полицейскими. А потерпевшие простили ее, сообщив суду, что никаких претензий к ней не имеют.

Остальные подсудимые отрицали, что совершили что-то противоправное, и утверждали, что во всем были виноваты сами сотрудники полиции. По словам фигурантов, цепочка полицейского оцепления мешала проходу граждан, а сквер неподалеку от Болотной площади оказался закрыт. Территория же не смогла вместить всех митингующих. В результате возникла давка, которая и привела к стычкам с полицией.

Так, Алексей Гаскаров рассказал, что 6 мая 2012 года он пришел на акцию оппозиции, названную «Маршем миллионов», с группой экологов. Он увидел, что часть людей сидит на асфальте. Поскольку раньше его привлекали к уголовной ответственности, то Гаскаров решил не участвовать в сидячей забастовке (ее, по версии следствия, намеренно организовали оппозиционеры Сергей Удальцов и его соратники, чтобы спровоцировать беспорядки, профинансированные грузинским политиком Гиви Таргамадзе) и предложил друзьям отойти подальше. Однако уже началась давка, люди стали падать, и он интуитивно дернул бойца Булычева.

Гаскаров признался, что, действительно, схватил сотрудника Ибатуллина за ногу, сославшись на то, что это была реакция на стрессовую ситуацию: он видел, как сотрудники полиции избивали митингующих. Однако сам он бить стража порядка не мог, так как в этот момент находился на значительном от него расстоянии. Гаскаров сообщил, что 6 мая его самого избили полицейские. Он обращался за медицинской помощью, позже писал заявление, требуя возбудить дело против полицейских, но ему отказали.

Илья Гущин лишь частично признал вину в «применение насилия» к полицейскому Антонову, которого он схватил за бронежилет и оттащил в сторону. При этом подсудимый отметил, что уже ответил за случившееся в тот же день в отношении активиста был составлен административный протокол по статье 19.3 КоАП, за неповиновение сотрудникам полиции.

Марголин же утверждал, что не валил на землю сотрудника полиции Баженова, не срывал с него шлем и не участвовал в его избиении. По его словам, до этого он стал свидетелем того, как полицейский незаконно пытался задержать какого-то молодого человека.

Доказательства вины

Стоит отметить, что показания в пользу подсудимых дали ряд свидетелей, которые 6 мая находились на Болотной площади. Среди них был оппозиционер Алексей Навальный. Он заявил, что никаких массовых беспорядков вообще не было, а были лишь единичные случаи столкновения с сотрудниками полиции. Навальный заявил, что в случившемся виновны мэрия и столичная полиция, которые не смогли грамотно организовать мероприятие и создали условия для возникновения давки, в последний день изменив оговоренный план.

Однако судья Наталья Сусина не поверила доводам подсудимых и свидетелей защиты. В основу приговора она положила показания потерпевших сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, а также свидетелей, которые не видели, как полицейские били людей. Она отметила, что факт массовых беспорядков подтвержден ранее вынесенными приговорами суда.

Так, 24 февраля этого года Замоскворецкий суд Москвы приговорил восемь участников массовых беспорядков на Болотной площади к срокам от 3 лет и 3 месяцев лишения свободы условно до 4 реальных лет заключения. 20 июня Мосгорсуд смягчил сроки на три месяца двум осужденным.

24 июля этого года Мосгорсуд назначил по 4,5 годам колонии организаторам беспорядков на Болотной площади оппозиционерам Сергею Удальцову и Леониду Развозжаеву. А до этого, 25 апреля прошлого года Мосгорсуд осудил на 2,5 года третьего организатора массовых беспорядков Константина Лебедева. Он уже освободился условно-досрочно, отсидев половину срока.

8 октября прошлого года Замоскворецкий суд отправил на принудительное лечение одного из участников беспорядков Михаила Косенко, признав его невменяемым (он уже вышел из больницы в связи с переводом на амбулаторное лечение BFM.ru). 9 ноября 2012 года тем же судом был осужден на 4,5 колонии за участие в акции оппозиции подмосковный бизнесмен Максим Лузянин. Он полностью признал вину и его дело рассматривалось в особом порядке.

Смягчающие обстоятельства

При назначении подсудимым наказания, суд учел, что у Марголина на иждивении находятся двое малолетних детей, а в юности у него была травма головы из-за чего его не взяли в армию. Гущин частично признал вину, а Кохтарева признала вину полностью и раскаялась. Суд расценил данные обстоятельства как смягчающие и счел возможным назначить Гущину наказание меньше низшего предела, а Кохтаревой дать условный строк. Пенсионерку суд приговорил к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет.

«Если вы совершите административное правонарушение, в суд может быть подано ходатайство о замене условного срока на реальный. А если совершите уголовное преступление, то срок автоматически заменится на реальный. Надеемся, что этого не случится», — разъяснила осужденной приговор судья.

Илье Гущину она назначила наказание в виде 2,5 лет заключения, а Алексею Гаскарову и Александру Марголину по 3,5 года колонии каждому.

Приговор «узникам Болотного дела »сочувствующие подсудимым встретили криками: «Позор!», а трое сторонников оппозиции развернули у здания баннер с надписью «Россия не тюрьма». Спустя пару минут их отвели в полицейский автобус.

Собравшиеся негодовали против реальных сроков. По мнению Надежды Толоконниковой, самое большее, за что фигурантов можно было бы привлечь к ответственности, это за неподчинение требованиям сотрудников полиции (ст. 19.3 КоАП). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде 15 суток ареста. Участница Pussy Riot считает, что приговор суда является показательным и преследует цель добиться того, чтоб люди не ходили на массовые акции оппозиции.

Планы защиты

Защитники трех осужденных заявили, что не согласны с приговором суда. «Мы и не надеялись на условный срок. Но приговор, честно говоря, мягче, чем мы ожидали», прокомментировал BFM.ru исход дела адвокат Ильи Гущина Сергей Панченко. Тем не менее он планирует обжаловать приговор в Мосгорсуде, поскольку суд первой инстанции не согласился с доводами защиты о том, что массовых беспорядков не было. В свою очередь защитница Алексея Гаскарова Светлана Сидоркина сказала, что после вступления приговора в силу, защита планирует обратиться в Европейский суд по правам человека.

Что касается Елены Кохтаревой, то она не будет оспаривать судебный акт. Женщина призналась, что теперь пересмотрела свое отношение к оппозиции, выступает за вертикаль власти, поддерживает внешнюю политику Владимира Путина, однако, не согласна с проводимой им внутренней политикой. «Нужно было применить амнистию. Если бы он ее дал, то многие повернулись бы к нему лицом», сказала Кохтарева. По ее мнению, амнистию следовало применить не только к участникам беспорядков на Болотной площади, но и к фигурантам других громких дел. Правда, осужденная не уточнила, каких именно.

По всей вероятности, это не последний приговор в отношении участников беспорядков на Болотной площади. Так, 27 мая этого года Следственный Комитет сообщил о задержании 31-летнего Дмитрия Ишевского, которого опознали как лицо, применявшего насилие в отношении сотрудников полиции во время митинга на Болотной площади. Он был заключен под стражу.