В подвешенном состоянии. Главы МИД ЕС разошлись во мнении относительно санкций против РФ
В эфире Business FM политологи поделились мнениями о важнейших политических событиях последних дней, ставших неожиданными для многих наблюдателей
Читать на полной версииНекоторые страны-члены Евросоюза на заседании в пятницу выступили за подготовку нового раунда экономических санкций против России. В то же время, другие участники заняли нейтральную позицию, призвав более детально изучить ситуацию и последствия действующих ограничительных мер ЕС и ответа РФ.
«Как всегда во время дебатов по Украине были те, кто намерен как можно быстрее двигаться к новому раунду экономических санкций, по меньшей мере, быть готовыми принять новые меры. Другие были более осторожны и говорили, что нам следует, прежде всего, изучить ситуацию, последствия наших санкций и российских ответных мер», — приводит РИА «Новости» слова представителя ЕС, общавшегося с журналистами после заседания.
При этом дипломат не уточнил, какие страны придерживались более резких, а какие более сдержанных позиций. Он напомнил, что в итоге министры «достигли компромисса о том, что нужно быть готовыми рассмотреть дальнейшие меры, если ситуация этого потребует». По его словам, последние события, связанные с сообщениями о пересечении российским военным конвоем украинской границы, не влияли на ход дискуссии.
Ранее посол ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас сообщил, что ЕС будет готов рассмотреть возможность отмены санкций в отношении России в случае стабилизации на востоке Украины.
Напомним, в четверг Владимир Путин преподнес сюрприз, выступив в Крыму с подчеркнуто нейтральной речью без резких оценок.
Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России«Ситуация абсолютно очевидна, ЕС пошел на критически важные уступки. Я думаю, что речь Путина в Ялте предваряла торг, вернее, торг предварял речь. Очевидно, что Путин бы сделал ряд жестких заявлений в случае, если бы ЕС не заявил бы о том, что он признает, что ответ на российские санкции наносит ему существенный вред и что он не хочет продолжать эту политику, и будет искать способ нормализовать отношения с Россией. Ну, по сути, понятно, что Украина остается более или менее периферийным, боковым условием, потому что ЕС сам далеко не счастлив, что он во всю эту историю оказался втянут.Очевидно, что российские санкции оказались достаточно болезненны, они бьют по сельхозпроизводителям Восточной Европы, в первую очередь, странам Балтии и Польши. В Польше грядут выборы и, в общем-то, аграрное лобби, потеряв большую часть своего дохода в виде польских яблок, с большой вероятностью может перевернуть сегодняшнее польское правительство, и там может быть совершенно непредсказуемая смена режима.Аналогичная ситуация, но не так быстро, может развернуться и в Балтии. Напомню, что это наиболее проамерикански ориентированные страны. То есть, когда эта угроза стала ощущаться в качестве реальной, в качестве серьезной, когда Россия показала немножко свою ответную силу, ЕС это воспринял, дал понять, что он все это правильно понимает, что он правильно расшифровывает этот сигнал, и больше не хочет в эту игру играть. Был сделан шаг назад и, собственно, очередные меры не были провозглашены. Хотя очевидно, что они давно готовы».
На фоне нейтральной речи Путина произошла отставка главы ЛНР Валерия Болотова и министра обороны ДНР Игоря Стрелкова. По мнению политолога Алексея Арбатова — это тактический ход, который может добавить козырей России в переговорах с Западом.
Алексей Арбатовчлен экспертного совета московского центра «Карнеги», руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН«Стрелков продолжает занимать важный пост. Он перестал быть министром обороны, но остался заместителем премьера самопровозглашенной республики. То, что происходит некоторая смена состава, может объясняться тем, что Москва пытается все-таки создать более благоприятные условия для диалога между Киевом и двумя восставшими республиками. И те, кто предыдущие месяцы возглавлял вооруженную борьбу, немножко отходят в тень, и приходят другие новые люди, которые, конечно, тоже во всем этом участвовали, но с их именем не связано предыдущее, довольно масштабное кровопролитие».
Между тем готовность Киева вести диалог вызывает сомнения. Решится ли Петр Порошенко идти на некий компромисс, учитывая, что его заявления зачастую носят противоречивый характер — большой вопрос.
Евгений Минченкодиректор Международного института политической экспертизы«Порошенко дал команду взять Донецк и Луганск до 24 августа ко Дню независимости Украины, чтобы он объявил о победе и дал старт досрочным парламентским выборам. Об этом прямым текстом говорят близкие к украинским войскам люди. Но это сделать почти уже невозможно до 24 числа. Соответственно, эта история подвешивается, а дальше, я думаю, начнется долгая переговорная история.Но у Порошенко сегодня очень узкий коридор возможностей, потому что от него требуют войны до победного конца, быстрого завершения так называемой антитеррористической операции и ни шагу назад, и так далее. Он, в общем-то, приперт к стенке в каком-то смысле. Поэтому я думаю, что формула компромисса — демилитаризация Донецка, Луганска, проведение там выборов и проведение переговоров с теми людьми, которых выберут люди, в принципе, уже понятна. А цена — это признание международным сообществом, хотя бы неофициальное, но по факту, вхождение Крыма в состав РФ.То есть формула, которая устроила бы сегодня Россию, США и ЕС, она уже существует. Проблема в том, что Порошенко надо каким-то образом убедить в этом свое население».
По мнению украинского политолога Вячеслава Ковтуна, в любом случае, прямые переговоры между украинским руководством и представителями ДНР и ЛНР невозможны.
Вячеслав КовтунУкраинский политолог, директор Центра исследований общественных процессов, эксперт«Я думаю, что возможны переговоры в более широком формате, где в качестве переговорной стороны будет представлена, скажем так, элита Донецкой и Луганской областей, бизнес-элита, представители каких-то политических партий. Возможно, переговоры о расширении полномочий, экономических полномочий, финансовых. Но разговора о сохранении ДНР и ЛНР в рамках единой Украины — это невозможно. Мир очень важен для Порошенко, но для него важно и сохранение единства Украины. Здесь он не может пойти на уступки, которые будут восприняты в остальной Украине как поражение. Я думаю, что главным аргументом для договороспособности всех сторон будет являться истощение ресурсов на Украине».
По словам Вячеслава Ковтуна, переговорная позиция России достаточно сильна, поскольку Москва всегда была и будет весомым фактором для Донецка и Луганска, население которых относится к России с нескрываемой симпатией.