Новые санкции ЕС. Катастрофы пока не будет
В пятницу на саммите Евросоюза могут быть введены новые экономические санкции против России. Судя по сообщению западных изданий, ограничения вновь коснуться доступа на рынок капитала, а также российских суверенных облигаций
Читать на полной версииВсю неделю западные СМИ подогревали тему новых экономических санкций ЕС против России. По данным Bloomberg, выход на рынок капитала теперь закроется не только для госбанков, но и для всех российских компаний с госучастием. Особой реакции в России на эти сведения не было. Разве что эксперты напомнили, что последние полгода, когда ситуация на Украине обострилась, отечественные компании, особенно государственные, и так почти не занимали в Европе. Комментирует директор по инвестициям УК «Промсвязь» Александр Крапивко.
Александр Крапивкодиректор по инвестициям УК «Промсвязь»«Раз они не занимали в Европе, значит, они без этого как-то обходятся и занимают в других местах. Я думаю, что это только играет им на позитив в текущей ситуации, когда вводятся санкции. Вообще такое ощущение, что санкции вводятся постепенно и пошагово. И здесь вопрос в том, чтобы меньше навредить компаниям, против которых вводятся санкции, наверное, стоит перед разработчиками».
Причем, вряд ли ЕС заботится о российских компаниях. Скорее о европейских, которые могут пострадать, если ограничения коснутся их партнеров. В прошлый раз за несколько дней до объявления санкций западные журналисты сообщили, какие именно российские госбанки под них попадут. В разных СМИ употребляют общее слово – госкомпании, списка резидентов нет. Не потому ли, что одна из самых главных российских госкомпаний – это «Газпром»?
Другая санкция, о которой сообщили западные издания – это запрет для европейцев на покупку суверенных российских бумаг. Госдолг России, по сравнению с теми же странами ЕС, не говоря уж о США – небольшой. Но неприятности будут, говорит главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршинглавный экономист АФК «Система»«Потребность со стороны Минфина будет, бюджет опять верстается с дефицитом, и вероятность того, что там действительно дефицит сложится по итогам 2015 года, сейчас гораздо выше (в моем понимании близка к 100%), нежели, чем в этом, например, году. Соответственно, у Минфина потребность в долге будет, и размещать ему, понятно, будет нужно, и понятно, что сложнее станет находить нужное количество инвесторов по комфортной ему ставке и возможно он будет несколько ограничен в объемах размещения. Сказать, что это станет катастрофой, – нет, конечно».
В этом случае поднимутся ставки по российским бумагам, то есть, обслуживать долги стране станет дороже. Кстати, Минфин из-за этого уже отменил несколько аукционов по размещению государственных облигаций. Но и Россия может ответить. По данным ЦБ на 31 января прошлого года (более свежей информации нет), наши резервы размещены в долговых бумагах Франции, США, Германии, Великобритании, Швеции. В них хранится большая часть активов Банка России. И если страна начнет быстро распродавать, то можно обвалить чей-нибудь рынок облигаций. А можно даже и не продавать. Поскольку речь идет о бумагах почти на 400 миллиардов долларов, то для паники на рынках хватит и намека. Другое дело, что это совсем не нужно ни Москве, ни Брюсселю.